17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли ремонтировать машину до выплаты страховки

Суд решил, что выплату по ОСАГО можно получить после ремонта автомобиля

Страховщики не должны отказывать в выплатах по «автогражданке» на основании того, что машина пострадавшей стороны была отремонтирована, но лишь в том случае, если есть заключение независимой экспертизы.

Бывают случаи, когда страховые компании отказывают в выплате по ОСАГО из-за того, что собственники торопятся отремонтировать свой автомобиль. Это оправдано, если до восстановления повреждённую машину не видел ни один эксперт. То есть, если нет документа, подтверждающего, что авария действительно была. Также необходим список полученных транспортным средством механических «травм».

Сейчас страховщики, как правило, проводят осмотр машины после ДТП самостоятельно. Если автомобиль на ходу, то клиенту предлагают подъехать в офис, если же нет, то ему придётся ждать эксперта. Такой осмотр помогает компании защититься от мошенников. Однако нередко сами страховщики слишком затягивают сроки: в итоге автовладельцы проводят независимую экспертизу (то есть вызывают специалиста от сторонней организации) и отправляют машину на ремонт.

В подобной ситуации пришлось разбираться Верховному суду РФ. Автовладелица, попавшая в ДТП не по своей вине, сначала хотела обратиться к страховщику виновника, но тот был признан банкротом. Тогда она направила запрос Российскому союзу автостраховщиков (РСА), но там её направили в ту компанию, где она сама оформляла ОСАГО (так как люди в ходе аварии не пострадали).

Как сообщает «Российская газета», за это время она успела обратиться к независимому эксперту, после чего отремонтировала автомобиль. Собственница машины оформила все необходимые документы, в том числе оценку независимого эксперта. Страховая компания решила осмотреть автомобиль, после чего отказала клиентке в выплате, так как автомобиль был отремонтирован, и теперь их специалист не может установить факт ДТП, а также рассчитать сумму, положенную на восстановительный ремонт.

Собственница автомобиля обратилась в суд. Он частично удовлетворил её требования: обязал страховщика возместить ей ущерб в соответствии с результатами независимой оценки. Судья пояснил, что компания получила от клиента все требуемые документы, в которых отражены обстоятельства аварии, объём повреждений машины и размер ущерба. По этой причине факт представления на осмотр отремонтированного ТС не может служить безусловным основанием для отказа в выплате.

Страховщик с этим не согласился и подал кассационную жалобу. В ней указано, что суд неправильно применяет нормы материального права. По их мнению, раз истец не предоставил для осмотра компании автомобиль в неотремонтированном виде, страховщик освобождается от обязанности выплачивать возмещение по ОСАГО.

Против этой точки зрения выступил Верховный суд. Судья пояснил, что, согласно закону об ОСАГО, у страховщика есть право отказать потерпевшему в выплате в тех случаях, если ремонт повреждённого имущества или утилизация, проведённые до осмотра страховщиком и независимой экспертизы повреждённого имущества, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, которые подлежат возмещению.

При этом в рассматриваемом случае ещё суд первой инстанции установил факт наступления страхового случая, а также подтвердил размер убытков. В то же время суды не нашли доказательств тому, что страховщик пытался достоверно установить наличие страхового случая и подсчитать размер убытков. Так что ВС также поддержал суды, которые обязали страховщика выплатить клиенту штраф и неустойку.

Недавно суду также пришлось разбираться с просроченными выплатами по страховке. Как оказалось, в таких случаях клиенты имеют право требовать от страховщиков уплаты процентов за пользование чужими деньгами.

Что делать если не хватило денег на ремонт по ОСАГО

Полис обязательного страхования предполагает определенный лимит выплат пострадавшему. В итоге денег на ремонт может не хватить. Рассмотрим подробно, что делать, если ОСАГО не покрывает ущерб, в каких ситуациях подобное возможно и каковы особенности такого ДТП.

Что делать, если полис не покрывает ущерб: пошаговая инструкция

Подобная ситуация может возникнуть в двух случаях:

  1. Страховая намеренно занижает сумму выплаты.
  2. Ремонт стоит больше, чем может выделить компания.

Порядок действий зависит от того, по какой причине выплаченная сумма оказалась маленькой.

Кто доплачивает за ремонт

Часто бывает так, что автосервис, не получив достаточную для ремонта сумму, требует доплаты с владельца машины. Но это незаконно, страхователь не должен нести расходы по восстановлению ТС, если он не виновен в происшествии.

Если выплата по ОСАГО рассчитана правильно, но денег не хватает на ремонтные работы, пострадавший вправе взыскать недостающие средства с виновника аварии. Перед выставлением требований к инициатору ДТП нужно произвести действия, описанные ниже (см. раздел «Если стоимость ремонта больше выплаты). Если расчет компенсации выполнен с ошибкой, то претензии надо предъявлять СК (см. раздел «Намеренное занижение страховой суммы»).

Таким образом, если компенсации по ОСАГО не хватило на восстановительные работы, доплачивает:

  • страховщик, если он допустил ошибку в расчетах (и автовладелец ее доказал);
  • виновник ДТП, если размер компенсации рассчитан правильно.

Важно! Обязательство виновника доплатить недостающую часть закреплено в ст. 393 ГК.

Случай № 1: намеренное занижение страховой суммы

В подобной ситуации нужно предпринять следующие действия.

  1. Запросить у СК копию акта о страховом случае. В нем должны быть указаны все обстоятельства автопроисшествия. Документ выдается по письменному ходатайству страхователя в течение 3-х дней с момента получения заявления (если акт уже составлен) или с момента оформления акта, если запрос подан до его готовности.
  2. Проверить правильность расчетов. Для этого можно воспользоваться справочником на сайте РСА. Если стоимость деталей уменьшена, значит, и страховая сумма рассчитана неверно. Важно учитывать, что подобная проверка является только предварительной оценкой перспективности спора со страховщиком и не заменяет профессиональной экспертизы.
  3. Получить независимую оценку ущерба. Для этого нужно обратиться в организацию или к отдельному мастеру, выполняющему подобные работы, при условии, что он внесен в общий реестр и имеет право на данную деятельность. Стоимость услуги зависит от региона, а квалификацию работника можно проверить на официальном сайте Министерства юстиции РФ.
  4. Направить досудебную претензию страховщику. Это обязательный этап перед подачей искового заявления (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). В течение 10 дней компания рассмотрит обращение, выплатит недостающую сумму либо отправит официальный отказ в удовлетворении требований. Если за это время не получен ответ, можно готовить исковое заявление в суд. Претензия составляется в свободной форме с указанием реквизитов сторон, обстоятельств ДТП, требований к страховщику, даты и подписи заявителя.
  5. Обращение в суд. В исковом заявлении нужно указать те же факты, что и в претензии. Также следует дополнить его информацией о попытке досудебного урегулирования вопроса, требованиями о возмещении издержек и неустойки за каждый день просрочки (1% от разницы в положенной и полученной компенсации и/или 0,05% за каждый день несоблюдения сроков письменного ответа на претензию).

Обратите внимание! Если стоимость иска составляет не больше 1 млн рублей, госпошлина не уплачивается. Если размер требований не превышает 50 тыс. рублей, заявление направляется в мировой суд, если больше – в районный.

В случае успешного завершения процесса, кроме основных выплат, потерпевший может рассчитывать на перечисление штрафа, который будет составлять половину от разницы выплаченной и полагающейся сумм.

Случай № 2: если стоимость ремонта больше выплаты

В такой ситуации следует руководствоваться ч. 1 ст. 1064 ГК, согласно которой ущерб должен быть компенсирован лицом, причинившим его. Т. е., если не хватило денег на ремонт по ОСАГО, следует взыскать недостающую сумму с виновника автопроисшествия.

Для этого необходимо предпринять следующее.

  1. Получить документальное подтверждение размера ущерба путем проведения независимой экспертизы.
  2. Направить досудебную претензию виновнику автопроисшествия с требованием о выплате недостающей суммы.
  3. В случае отказа направить исковое заявление в суд. Исполнительный лист после вынесения постановления следует передать в Службу судебных приставов, если виновник отказывается добровольно исполнять решение.

Таким образом, общий порядок действий при получении недостаточной компенсации после ДТП:

  • удостоверение в том, что выплата не покрывает ущерб;
  • попытка урегулировать проблему мирным путем через направление досудебной претензии страховщику либо виновнику аварии;
  • обращение в суд, если иначе разрешить ситуацию не получается.

Необходимые документы

При досудебном урегулировании понадобится минимум документов:

  • акт о страховом случае;
  • отчет независимого эксперта.

Если дело направляется в суд, данный список нужно дополнить:

  • копией паспорта;
  • документами на авто (ПТС и СТС);
  • справкой о ДТП;
  • протоколом;
  • полисом ОСАГО;
  • копией досудебной претензии;
  • копией ответа от страховщика или виновника (если ее нет, нужно приложить почтовую квитанцию, подтверждающую факт отправки претензии);
  • аудио/видеоматериалами и показаниями свидетелей в качестве обоснованности своих требований (если они есть);

  • квитанцией о понесенных расходах.
  • В зависимости от конкретной ситуации могут понадобиться дополнительные документы.

    Как взыскать недостающую часть: особенности

    • Чтобы получить средства с виновника, если не хватило выплаты от страховой, нужно действовать по алгоритму, приведенному выше.
    • Проведение независимой экспертизы обязательно, так как только на ее основе устанавливается размер ущерба.
    • Соблюдение досудебного порядка урегулирования проблемы остается на усмотрение страхователя. Если взыскание производится с виновника, можно сразу подавать в суд.
    • В суд нужно обращаться в обязательном порядке, если нанесен не только материальный, но и моральный ущерб (причинение вреда жизни и здоровью). Согласно судебной практике подобные требования удовлетворяются почти всегда.

    Подводим итоги

    Несмотря на обязательство страховых компаний компенсировать ущерб, причиненный в результате ДТП, пострадавшему не всегда удается получить сумму, которая достаточна для восстановительных работ. Особенности подобных ситуаций следующие:

    • страховой выплаты может не хватить в двух случаях: страховщик намеренно занизил ее размер либо ремонт оказался дороже, чем допустимая компенсация;
    • если сумма занижена намеренно, деньги взыскиваются со страховщика, если восстановительные работы оказались слишком дорогими – с виновника аварии;
    • чтобы претендовать на дополнительную выплату, нужно получить копию акта о страховом случае и провести независимую экспертизу, на основании которых можно судить о целесообразности начала спора;
    • досудебный порядок решения вопроса является обязательным, когда деньги взыскиваются со страховой, когда претензия направляется виновнику, пострадавший может сразу обратиться в суд;
    • при инициировании процесса можно получить не только дополнительные финансовые средства на восстановительные работы, но и неустойку за каждый день просрочки, а также возмещение судебных издержек;
    • если причинен не только материальный, но и моральный ущерб (жизни или здоровью), вероятность выигрыша судебного процесса почти гарантирована;
    • перед началом спора необходимо подготовить пакет документов, который дополняется при направлении дела в суд.
    Читать еще:  Можно ли переоформить страховку на нового владельца

    Таким образом, если сумма, полученная от страховой после происшествия, оказалась слишком маленькой для восстановления машины, можно получить недостающие средства, инициировав спор.Доплачивать будет СК либо виновник аварии.

    Можно ли ремонтировать машину до выплаты страховки

    Сообщение Kasperka » 27 апр 2010, 17:15

    Сообщение sodium » 27 апр 2010, 17:33

    Сообщение G@ngster » 27 апр 2010, 17:49

    Сообщение Semenov-ctke » 27 апр 2010, 20:48

    Сообщение Uni » 27 апр 2010, 21:01

    Ждать согласие от страховой.. мМдя..
    Соглашаться то они соглашаются, а вот сумму выплат не называют..
    тяпнули меня в начале ноября.. деньги получила в конце января.

    В принципе просто напросто авто отремонтировала через знакомых за смешную сумму.. так что особо не переживала..
    но всё равно считаю, что страховая мне мало насчитала
    авто у меня 2008 года. И мне делали износ в 30 процентов.. кааапец.

    Сообщение Cтас_01 » 27 апр 2010, 21:15

    Сообщение svЕtik » 27 апр 2010, 21:59

    Сообщение sodium » 27 апр 2010, 22:19

    А надо потребовать акт о страховом случае. Лучше в письменном виде через секретаря с отметкой на копии, которая останется вам.

    70. Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные пунктами 44, 51, 53 — 56 и 61 настоящих Правил документы в течение 30 дней с даты их получения.

    [b]В течение указанного срока страховщик обязан составить акт о страховом случае , на основании его принять решение об осуществлении страховой выплаты потерпевшему, осуществить страховую выплату либо направить в письменном виде извещение о полном или частичном отказе в страховой выплате с указанием причин отказа. Неотъемлемыми частями акта о страховом случае являются заключение независимой экспертизы (оценки), если она проводилась, и (или) акт осмотра поврежденного имущества.

    При неисполнении данной обязанности страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пени) в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день, когда страховщик должен был исполнить эту обязанность, от установленной страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему. Сумма неустойки (пени), подлежащей выплате потерпевшему, не может превышать размер страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему. .

    Автомобиль — не роскошь, а средство. повышенной опасности.

    Выплаты по ОСАГО после ДТП

    Выплаты по ОСАГО после ДТП имеют право получить как виновник, так и потерпевший, если имеется полис транспортного средства по КАСКО. Для определения величины ущерба участники происшествия должны осмотреть транспортное средство, оформив его, или заказать независимую оценку, по результатам которой определяется сумма, положенная для выплаты

    Оценка авто после ДТП

    При обращении владельца машины после дорожного происшествия с заявлением о выплате, страховщик обязан в течение пяти дней сделать оценочный отчет автомобиля после его повреждения. Страховая компания должна согласовать с владельцем автомобиля место осмотра машины, при этом необходимо учесть график работы страховой компании и экспертной службы.

    В свою очередь владелец автомобиля должен обеспечить его наличие на заданное время для осмотра.

    Если техническое состояние транспортного средства не позволяет его доставить для выполнения экспертизы к страховщику, либо в другое место, то оценка выполняется на месте расположения автомобиля.

    Если после процедуры осмотра стороны договорились и согласились с суммой ущерба, то страховщик выплачивает именно такую сумму. Если компромисс по сумме ущерба не достигнут, то проводится экспертиза с участием независимого эксперта. Если за пять дней после регистрации заявления страховая компания не выполняет оценку или экспертизу имущества, то потерпевший может самостоятельно обратиться к независимому эксперту для оценки, и потребовать от страховой компании выплаты суммы ущерба, определенной независимой экспертизой.

    Если экспертиза или осмотр автомобиля не дают возможности точно установить величину причиненного ущерба и причины дорожного происшествия, то эксперт может потребовать предъявить для освидетельствования транспортное средство, принадлежащее виновнику дорожного происшествия. Результаты должны оформляться в виде заключения, и закрепляться подписями эксперта, владельца транспортного средства и представителя страховой компании.

    Основные изменения в новом законе

    Подробнее о новых особенностях ОСАГО, связанных с заменой выплат ремонтными работами, можно пояснить следующим образом:

    • при осуществлении ремонта применяются только новые запчасти. В виде исключения по согласованию с владельцем автомобиля допускается использование бывших в работе запчастей;
    • если рассматривать, как производятся выплаты по ОСАГО если машине 15 лет, то при оценке ущерба и стоимости ремонта по новому закону теперь не будет учитываться старение деталей и естественный износ, поэтому возраст автомобиля не окажет влияния на размер выплаты;
    • страховщик предлагает свой список станций по ремонту автомобилей, а хозяин машины может предложить другую мастерскую, но для ремонта необходимо согласие страховщика;
    • автосервис не должен находиться дальше 50 км от местонахождения автомобиля;
    • наибольший срок для ремонта установлен 30 днями без учета выходных;
    • на ремонт кузова предоставляется гарантия 12 месяцев, для остальных работ – 6 месяцев;
    • автомобили возрастом до 2-х лет могут ремонтироваться только на станциях техобслуживания официального дилера;

    По новому закону денежные выплаты не исключены окончательно, они возможны в следующих случаях:

    1. если автомобиль не подлежит восстановлению;
    2. если сумма ремонта более 400 тысяч рублей;
    3. владелец транспортного средства получил тяжкие телесные повреждения, либо наступила его смерть;
    4. автовладелец является инвалидом;
    5. страховая компания не способна обеспечить ремонт автомобиля в срок, либо нет запчастей, опыта ремонта, технической документации на редкую марку машины;
    6. страховщик и владелец машины пришли к согласию о компенсации ущерба деньгами;
    7. по решению Российского союза страховщиков, который учел тяжелое положение владельца машины.

    Страховые выплаты

    ОСАГО предполагает страхование ответственности владельца автомобиля перед другим владельцем за причиненный ему ущерб. Денежные средства выплачиваются не виновнику, а потерпевшему от действий виновника. Однако если будет вина обеих владельцев, то выплата производится обеим сторонам в зависимости от ущерба.

    Размер выплаты равен сумме страхования, это в пределах 120000 рублей. Остальная часть взыскивается с виновного лица. Поэтому во время экспертизы необходимо присутствие виновника происшествия, чтобы у него не было никаких сомнений.

    После аварии следует выполнить следующие действия:

    1. Осмотреть место происшествия, взять контакты свидетелей, сфотографировать место.
    2. Сотрудников ГИБДД можно не вызывать, если ущерб оценивается водителем самостоятельно, и с ним согласен второй участник ДТП. Составляется Европротокол, по нему можно получить не более 50 тыс. рублей. При этом в документах не должно быть ошибок, являющихся причиной отказа страховщика от выплат. Другим вариантом является вызов сотрудников дорожной полиции, когда не достигнуто согласие в виновности ДТП и сумме ущерба. Европротокол не нашел пока широкого применения, так как при оформлении допускается много ошибок.
    3. При оформлении полицией справки происшествия, необходимо проследить, чтобы были указаны все нюансы, так как после этого уже документы никто исправлять не будет, а страховщик пользуется только информацией, указанной в этой справке.
    4. Во время ожидания полиции, можно позвонить в страховую компанию и сообщить о происшествии.
    5. Совместно с другим водителем следует заполнить извещение о происшествии.

    В течение 15 дней после дорожного происшествия потерпевший обязан явиться к страховщику с документами:

    • справка о дорожном происшествии;
    • заявление;
    • извещение;
    • протокол о нарушении;
    • ПТС;
    • паспорт владельца;
    • диагностическая карта;
    • водительское удостоверение;
    • платежные реквизиты.

    Ремонт авто после ДТП

    Существует два альтернативных варианта: получить деньги за ущерб, либо отправить автомобиль на ремонт. Если отдавать в автосервис на ремонт свой автомобиль за счет страховщика, то имеются следующие негативные факторы:

    1. автосервис выбирает страховщик;
    2. нет возможности контроля ремонта;
    3. трудно найти ответственного за низкое качество ремонта;
    4. невозможно проконтролировать, какие запчасти были установлены.

    Если выбран ремонтный сервис самостоятельно, то автомобиль отремонтируют быстрее. Если выбрана оплата вместо ремонта, то не следует отдавать машину в ремонт до полной выплаты денег. Многие страховщики не оплачивают ущерб в срок.

    При обращении в суд на страховщика, чаще всего суд встает на сторону потерпевшего, взыскиваются штрафы, например, за несвоевременную выплату. Обычно суд при рассмотрении документов обнаруживает неправильное оформление отчета экспертизы, и сумма выплаты назначается значительно выше.

    В результате, если в ДТП вы стали потерпевшим, то можно выбирать: подавать документы на получение страховых выплат, или отправить автомобиль в ремонт по направлению страховой компании. Выбор оптимального варианта остается за потерпевшей стороной.

    Читать еще:  Учитывается ли кбм при страховке без ограничений

    Специалисты советуют, если автомобиль на гарантии, то лучше обратиться за выплатой, так как в этом случае при ремонте должны устанавливаться только детали оригинального качества.

    В автосервисе могут установить детали сомнительного качества, а предъявление претензий будет проблематичным. В таком случае ремонт автомобиля лучше выполнять в автосервисе официального дилера.

    Возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП в 2019 году: как получить выплату, как отказаться от ремонта

    Вместе с обязательным страхованием автогражданской ответственности возникает практика недовольства водителей поведением финансовых компаний. В большинстве случаев, выплачиваемых сумм бывает недостаточно для проведения полноценного ремонта. В свою очередь, на рынке появились и недобросовестные клиенты, имитирующие аварийные ситуации. Учитывая сложившиеся обстоятельства, российский законодатель внес изменения в ранее действовавшие нормативы. Теперь вопрос о том, можно ли отказаться от ремонта по ОСАГО и получить деньги в 2019 году, решается финансовым сектором. Федеральным Законом 49 2017 года внесен ряд изменений, после которых право выбора способа возмещения предоставили страховым компаниям.

    Возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП в 2019 году

    В настоящее время действует следующий порядок взаимодействия страховщиков и их клиентов:

    • после оформления протокола дорожно-транспортного происшествия (ДТП) страхователь обращается в свою компанию;
    • в заявлении на получение денежной компенсации владелец авто указывает, каким образом хотел бы получить возмещение ущерба;
    • компания, предоставляющая услуги по ОСАГО, принимает окончательное решение, устанавливает порядок разрешения заявления.

    Несмотря на то, что выбор способа возмещения определяется финансовым сектором, клиенту не запрещается уточнять способ исполнения договорных обязательств. На практике страховщики могут учесть пожелание клиента, прийти к соглашению.

    В любом случае, определение размера по выплатам (объеме ремонта) передается независимой экспертизе. Задача специальных агентств состоит в определении всех обстоятельств ДТП, определении узлов и компонентов автомобиля, требующих восстановления или полной замены. Заключение независимой экспертизы может быть получено по инициативе владельца авто. Такая практика обычно инициируется при проведении судебных разбирательств.

    Ремонт или выплата — что лучше

    В задачи страховщика, оформившего ОСАГО, входит прием заявлений после аварий и их рассмотрение. Согласно действующему законодательству, допускается оформление акта по специальной международной форме – европротокола. Страховая организация не устанавливает зависимость при определении правил компенсации. Поэтому решение о том, будут производиться выплаты по ОСАГО, осуществляться ремонт или деньги 2019, не зависит от наличия европротокола. Таких правил законодательством не установлено.

    Что касается самих владельцев авто, выбор предпочтения зависит от конкретной ситуации. Если после ДТП имеются незначительные дефекты, не оказывающие влияние на техническое состояние авто, лучше всего брать деньги. Таким образом появляется возможность сэкономить или отложить проведение ремонта авто по ОСАГО на удобное для владельца время. Если же автомобилю нанесен существенный вред после аварии, лучше всего отогнать транспортное средство в автосервис. Выбрать центр уже не получится, поскольку страховая компания, как правило, сотрудничает с определенным, доверительным кругом предприятий.

    Когда СК направляет на ремонт

    На практике оказывается так, что страховщикам более выгодно проводить восстановительные работы. Таким образом, осуществляется контроль за целевым использованием средств, предназначенных для возмещения ущерба. В статистику таких компаний входят крупные корпоративные объединения, такие как «РЕСО», «Страхование Альфа», «Ингосстрах». Отказаться от ремонта клиентам таких организаций вряд ли получится.

    Финансовое обеспечение восстановительных работ машины является прямой обязанностью страховщика. Чем дольше эксплуатируется авто, тем меньше нагрузка на бюджет страховой компании. Это происходит потому, что по методике расчета используется калькуляция степени износа деталей. Получается так, что уже бывшие в ходе запчасти должны меняться на такие же бывшие в употреблении. Вместе с тем, компании по страховке обязаны направить машину к официальному дилеру, если автомобиль в эксплуатации менее 2 лет. В таких случаях самим организациям выгоднее рассчитать клиентам наличными. Так, у автовладельцев появляется возможность получить деньги вместо ремонта.

    Как происходит оформление направления на проведение ремонта

    Порядок отправки автомобиля для восстановления определен Законом об ОСАГО.

    Алгоритм действий следующий:

    • собираются документы, подтверждающие наступление страхового события;
    • оформляется заявление на получение возмещения (направления машины на ремонт), представляется в компанию в установленные сроки;( образец )
    • организация обязаны рассмотреть обращение своего клиента в течение 10 дней, принять соответствующее решение, уведомить заявителя.

    Если утверждается, что не будет выплаты по ОСАГО, страховщик выдает направление в автосервис. Выбор центра допускается, но только из перечня компаний, с которыми сотрудничает страховая.

    После получения своего автомобиля из ремонта, владелец принимает работу по качеству. Если уровень сервиса не устраивает плательщика страховки, действия оспариваются. Результатом прений может стать повторное проведение восстановления, либо производство выплаты по судебному решению. В любом случае, держатель транспортного средства не обязан доплачивать по ОСАГО до суммы, необходимой для проведения добросовестного ремонта. Расчет стоимости работ можно получить все в том же агентстве независимой экспертизы.

    Условия ремонта ТС по ОСАГО

    Согласно нормам действующего законодательства, определены два периода для проведения восстановительных работ. Первый – 20 суток, в течение которого страховая компания должна выдать направление на ремонт. В течение следующих 30 дней избранный автоцентр должен принять и выдать починенное авто.

    Нередко в дилерских центрах просят предоставить время на проведение дополнительного осмотра. Владелец машины может согласовать такие действия, но в рамках установленного законодателем срока – 30 дней. Также получатель возмещений по ОСАГО в 2019 году не обязан подписывать никаких дополнительных соглашений. В таких договорах дилеры могут навязывать свои услуги или обязывать владельца оплачивать часть ремонта.

    По Закону, проблема нехватки средств для восстановления не касается ни собственника транспортного средства, ни автоцентра. Решением таких вопросов должна заниматься страховая компания.

    Опять же важно понимать, что автоцентры, согласно методике, не обязаны ставить вместо поврежденных при аварии деталей новые запасные части.

    Возможность выбора автосервиса

    При исполнении условий договора ОСАГО, клиент финансовой организации может выбрать подрядчика из списка своей компании.

    Если собственнику авто не нравится центр, который должен отремонтировать его машину, можно сослаться на мотивированные требования к станции технического обслуживания (СТО):

    • дается гарантия исполнения ремонтных работ в течение 30 суток;
    • удаленность станции от места совершенного дорожно-транспортного происшествия не превышает 50 километров;
    • проведение восстановительных работ по ОСАГО при ДТП будет осуществляться в фирменном дилерском центре производителя авто, выпустившего автомобиль.

    Если предлагаемая СТО в списке страховой компании не удовлетворяет требования, либо компания отказывается за свой счет осуществлять доставку авто в ремонт с места ДТП, клиент вправе предложить свой вариант. При этом должно быть получено согласие компании, оформлявшей страховку. После этого, владелец транспортного средства сможет отремонтировать машину в независимом центре.

    Порядок и сроки проведения ремонта

    Период проведения восстановительных работ в 30 суток обязателен для исполнения всеми станциями. При нарушении установленного законодателем срока, объемов работ и других условий проведения ремонта, такие действия должны быть согласованы с владельцем поврежденного автомобиля. Ответственность в этом случае возлагается на компанию страховщика, согласно пункту 17 статьи 12 и пункту статьи 16.1 Закона об автогражданской ответственности. В правилах проведения ремонта также установлена обязательная гарантия на проведенные работы. Нормативный срок сохранения качества не должен быть менее 6 месяцев.

    Если работы связаны с восстановлением лакокрасочного покрытия, гарантия должна быть не менее одного года.

    Что делать при некачественном ремонте авто

    Если при получении автомобиля из ремонта владелец усматривает явную халатность, отсутствие исполнения условий договора со страховой, он вправе восстановить свои права через суд.

    Для возмещения убытков, полученных в ходе взаимодействия по ОСАГО, следует начать с обращения в независимое экспертное агентство. После этого, владелец должен обратиться с претензией к своему страховщику, представить доказательство некачественного ремонта. Если юридическое лицо не соглашается выдать повторное направление или иным образом устранить имеющиеся недостатки, клиент вправе обратиться в суд.

    По решению инстанции можно будет взыскать средства для проведения качественного восстановления, а также получить возмещение морального вреда.

    В каких случаях можно получить страховую выплату

    Согласно Закону «Об ОСАГО», осуществляется страхование автогражданской ответственности на следующие случаи:

    • причинение вреда гражданам;
    • причинение ущерба транспортному средству;
    • причинение вреда здоровью граждан, находившимся в авто;
    • нанесен ущерб иному имуществу.

    Возмещение финансовых потерь осуществляется компанией страховщиком лицам, с которыми был заключен соответствующий контракт на возмещение финансовых рисков. В круг получателей входят наследники владельца авто, например, когда тот погиб в аварии.

    Размер возмещения

    Определяется агентством, с которым у компании страховщика заключен договор взаимодействия. Владелец авто может провести свою экспертизу, в том числе на скрытые повреждения перед тем как получить выплату.

    Максимальные размеры выплат:

    • 400000 рублей для покрытия ущерба имуществу граждан, в том числе каждому пострадавшему при ДТП;
    • начиная с 1 апреля 2017 года, предельный размер выплат членам семьи погибшего устанавливается на уровне 500000 рублей;
    • 50000 рублей выплачивается, если на месте был составлен европротокол. Также эта сумма используется для покрытия расходов дальних родственников на погребение погибших в ДТП.

    Сроки выплат

    Для проведения всех расчетов с клиентом по ОСАГО у финансовых компаний есть 20 дней. Период отсчитывается с момента предоставления всех необходимых документов. При нарушении срока клиент вправе обратиться с претензией к страховщику, а потом в суд.

    Читать еще:  Можно ли ездить без страховки ОСАГО

    Требование 15 дней не ремонтировать машину в вопросах и ответах

    1. Виновнику и потерпевшему в ДТП запрещено ремонтировать и утилизировать автомобиль в течение 15 дней после ДТП, но только в случае оформления европротокола.
    2. Если на происшествие приезжали сотрудники ГИБДД (не путать с аварийными комиссарами), то такой обязанности у участников нет.
    3. В этот срок учитываются все дни, кроме нерабочих праздничных (простые выходные также учитываются), например, новогодние, майские, ноябрьские праздники.
    4. За неисполнение требования показать неотремонтированный автомобиль виновника ждёт регресс.
    5. Кроме того, важное напоминание – обязанность показать машину для осмотра не прекращается и по истечении этих 15 дней. Да, его можно показать отремонтированным, но показать обязательно нужно, иначе тот же регресс.
    6. Можно ли продать машину в течение этих 15 дней, законодательство 2019 года ответа не даёт.

    Оформление ДТП с помощью извещения европротокола накладывает определённые обязанности на потерпевшего и виновника. Есть обязанности и при оформлении сотрудниками полиции, но их меньше. Одна из таких – в течение 5 дней подать извещение в свою страховую компанию обоим участникам аварии, и последствия мы рассмотрели в специальной статье. Ещё одна – не приступать к ремонту в течение 15 дней, а также предоставить автомобиль для осмотра по первому требования страховщика виновнику происшествия. Именно о тонкостях этой обязанности мы и поговорим в этой статье.

    Что за закон о 15 днях?

    Самая главная обязанность, связанная с большим риском, у виновника ДТП при оформлении европротокола – уведомить надлежащим образом свою страховую в течение 5 рабочих дней о страховом случае. Это мы обсудили в отдельной теме.

    Предписывает эту обязанность Федеральный закон Об ОСАГО – самый главный на 2019 год по приоритетности законодательный акт, регулирующий автогражданскую в России.

    А ещё, в частности, статья 11.1 запрещает без согласия страховой компании как потерпевшему, так и виновнику ДТП нельзя ремонтировать свои машины до осмотра страховой компанией. Вот так звучит официальная трактовка пункта 3 этой статьи:

    Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

    То есть при оформлении происшествия с помощью европротокола без вызова сотрудников ГИБДД запрещается:

    • ремонтировать автомобиль в течение 15 дней,
    • утилизировать его (в том числе в случае тотальной гибели).

    Отсчёт идёт именно с даты ДТП – не с времени предоставления потерпевшим или виновником своего экземпляра в страховую и не обращения по ОСАГО, а именно со дня аварии.

    А если ДТП оформили ГИБДД?

    В этом случае такой обязанности нет. Посмотрите ещё раз на официальную цитату закона. Там речь идёт об оформлении происшествия без сотрудников полиции – это и есть заполнение европротокола.

    Если на аварию приезжали сотрудники Госавтоинспекции, то у вас после этого нет никаких обязанностей, в том числе по оповещению страховщика о страховом событии, предоставлении автомобиля для осмотра, а также запрета ремонтировать машину.

    Но не следует путать сотрудников ГИБДД и аварийных комиссаров – к сожалению, очень часто оказывается, что водители принимают последних за первых. Аваркомы не уполномочены оформлять ДТП – они приезжают для того, чтобы выдать бланк извещения европротокола и в ряде ситуаций помочь заполнить его. Вы вообще можете отказаться от их услуг и вызвать полицию для оформления аварии.

    Что будет за нарушение этого закона?

    За это нет ни штрафа, ни лишения прав, никакого другого административного наказания. Но есть, пожалуй, кое-что пострашнее – право страховой взыскать с вас всё, что она выплатила потерпевшему. Это называется «регрессным требованием«.

    Если вы в течение 15 дней отремонтируете машину или иным образом скроете повреждения от ДТП и покажете автомобиль не в том виде, как он был сразу после аварии, то страховая вправе выставить регресс на сумму возмещения потерпевшему.

    Такой регресс предусмотрен подпунктом «з» пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО.

    Это происходит следующим образом:

    1. вы ремонтируете машину до истечения 15 дней вопреки требованию закона,
    2. страховщик требует предоставить машину для осмотра,
    3. вы её не предоставляете либо показывает уже починенную,
    4. представитель страховой сразу же вам ничего не предъявит, но, спустя некоторое время (как правило, от 2 недель до полугода) вам по адресу регистрации приходит письмо с регрессным требованием и предложением выплатить указанную сумму в разумный срок (срок часто тоже указывается – 10-20 дней),
    5. если вы не исполняете требование страховой, то следующим письмом придёт уже повестка в суд с делом по регрессу.

    Можно ли избежать регресса?

    Практически нет. Именно согласно практике судов общей юрисдикции, так как право регрессного требования прямо прописано в законодательстве, то суды удовлетворяют иски страховых компаний в подавляющем большинстве случаев.

    Но есть исключения. К примеру, в одном из судов Татарстана виновнику удалось избежать регресса, мотивировав нарушенное право страховщика тем, что если бы право было не нарушено, то это никак не повлияло бы как на размер, так и на сам факт выплаты потерпевшему.

    Но и в том деле речь идёт о другом нарушении – неуведомлении страховой в течение 5 дней, а не запрете ремонта в 15 дней. В нашем же случае всё аналогично: если вы отремонтировали машину ранее истечения положенного срока 15 дней, то это не повлияет ни на что:

    • ни на сам факт обязанности возмещения потерпевшему,
    • ни на размер, сроки и другие факторы такого возмещения.

    Более детально вопрос избегания регрессного требования мы рассмотрели в статье по судебное требование регресса со ссылкой на материалы судебной практики.

    Как считается срок?

    Как можно видеть из цитаты обязанности, речь идёт о 15 календарных днях, кроме праздничных нерабочих. Как правильно считать эти дни? Всё достаточно просто – нужно учитывать все дни, кроме тех выходных, которые устроены в честь праздника. А обычные субботу и воскресенье также считаем включёнными в этот срок.

    Рассмотрим на примере. ДТП произошло 1 апреля и оформлено европротоколом. В этом случае до 16 апреля включительно нельзя приступать к ремонту ТС, потому праздничных нерабочих в этот период нет.

    Другой пример: ДТП случилось 30 апреля 2019 года, и участники заполнили извещение европротокола. В этом случае, к примеру, праздничными выходным в этом году официально признаны даты с 1 по 5 включительно и с 9 по 12 включительно. Тогда 15 дней запрета ремонта авто истекают 25 мая, так как мы не учитываем 9 праздничных нерабочих дней.

    Что после 15 дней?

    Самое важное правило в этой статье – очень многие автолюбители полагают, что по истечении 15 дней все их обязанности по данному ДТП закончилась. Это не так!

    Даже по истечении 15 дней остаётся обязанность показать автомобиль страховщику по требованию последнего в течение 5 дней после получения такого требования. Это может быть уже отремонтированная машина, но предоставить её для осмотра обязанность есть. Иначе тот же регресс.

    Данная норма указана в том же пункте 3 статьи 11.1 Федерального закона достаточно чётко:

    3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

    Обратите внимание, что потребовать предоставить для осмотра транспортное средство может не только ваша страховая (если вы виновник ДТП), но и страховая потерпевшего, и это требование законно.

    А можно продать?

    Внимательно прочитав официальную трактовку о запрете ремонта, можно понять, что нельзя утилизировать машину и ремонтировать повреждения от ДТП.

    Но в законе ничего не говорится об отчуждении автомобиля! Можно ли продать автомобиль сразу после ДТП, которое оформлено с помощью европротокола?

    Формально ответа на данный вопрос нет – ни Верховный суд, ни законодатели в других нормативных актах не дают разъяснения на этот счёт. Ведь с одной стороны, в законе прямо не говорится о запрете продавать транспортное средство в течение первых 15 суток со дня аварии; с другой, это определённо воспрепятствует возможности страховой компании осмотреть и провести экспертизу автомобиля, так как новый собственник вполне может отказаться предоставлять его для таких действий страховщика.

    Но если вы продадите машину, то не будет исполнена обязанность по предоставлению авто для осмотра по требованию страховщика. Таким образом, если страховая не потребовала сразу предоставить машину, то вы обязаны ждать такого требования в течение общего срока исковой давности, а он составляет целых 3 года. И в течение всего этого срока продавать авто по букве закона нельзя.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector