На какой срок можно выписать путевой лист
Правила использования путевых листов в 2020 году
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о путевом листе — документе, который в первую очередь нужен водителям коммерческих автомобилей.
Популярные вопросы, связанные с использованием путевых листов:
Рассмотрим данные вопросы поподробнее.
Путевой лист в ПДД
В ПДД 2019 года года фраза «путевой лист» употребляется лишь один раз, в пункте 2.1.1:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
.
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
При этом «установленные случаи» в ПДД не расписаны, потому придется обратиться к другим нормативным правовым документам.
Зачем нужен путевой лист?
Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции. Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы. По сути путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов.
Тем не менее существуют ситуации, когда путевой лист является обязательным.
Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль?
Давайте сразу же выделим водителей, которым не нужен путевой лист:
1. Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется им в собственных целях или передается другому физическому лицу по доверенности.
2. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу и для этого юридического лица не имеет значения учет расходов на топливо.
Рассмотрим ситуацию на примере. Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы. Говоря простыми словами, налогами облагаются только доходы этого юридического лица, независимо от его расходов. В описанном примере не имеет особого смысла заниматься оформлением путевок, т.к. это приведет лишь к дополнительным затратам времени на заполнение бумаг и не принесет никакой выгоды.
При этом вместо путевого листа юридическое лицо может оформить специальную доверенность на управление автомобилем, которую водитель и будет предъявлять сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Бланк доверенности для юридического лица будет опубликован в отдельной статье.
Также хочу обратить внимание, что в некоторых случаях заполнение путевого листа является обязательным. Перейдем к их рассмотрению.
Когда заполнение путевого листа обязательно?
Статья 6. Путевые листы
2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Второй пункт данной статьи содержит ситуации, при которых управление транспортными средствами запрещено:
- перевозка пассажиров и багажа;
- перевозка грузов.
Рассмотрим понятия пассажир, багаж и груз:
1) багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;
3) груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;
12) пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;
На сколько выдается путевка?
Ежедневное заполнение путевых листов — довольно трудоемкое занятие. Тем более для маленьких организаций, где нет отдельного диспетчера. Поэтому возникает вопрос, можно ли оформить путевку на несколько дней?
10. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
Таким образом, путевой лист выдается:
- на 1 день, если продолжительность рейса равна 1 дню или за день выполняются несколько рейсов.
- на 1 рейс, если длительность рейса превышает 1 день.
Например, если водитель выезжает в длительный рейс по территории страны, длительность которого 2 месяца, то путевой лист оформляется только перед началом этого рейса.
Что касается организаций, автомобили которых ежедневно возвращаются на парковку, то они должны оформлять путевые листы каждый день.
Примечание. До 1 марта 2019 года путевой лист мог выдаваться на срок, не превышающий одного месяца.
Отметка медика
Все водители, работающие по найму, должны проходить обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Отметка о прохождении такого осмотра ставится в путевой лист.
Отметка технического контролера
Если транспортное средство занимается перевозками пассажиров или грузов, то оно должно пройти предрейсовый контроль технического состояния, отметка о котором также ставится в путевку:
Как заполнить путевой лист?
В 2019 году не существует стандартной формы путевого листа. Поэтому каждая организация может разработать собственный бланк. При этом следует учесть, что существуют обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в любом путевом листе.
Штраф за отсутствие путевого листа
Ну и последний вопрос, который будет рассмотрен в данной статье, — штраф за отсутствие путевого листа. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 12.3 КоАП и представляет собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 10 апреля 2019
Рекомендуем также прочитать:
Здравствуйте, нужно ли оформлять путевой лист при необходимости движения с выполнением работ автомобилем не территории предприятия без выезда за КПП (на линию)? Если да, то при этом нужно ли заполнение журнала выпуска на линию и журнала тех.контроля? Ведь при оформлении путевого листа в разрешении на выезд расписывается механик, ставит свою отметку контролер по выпуску на линию, а эти отметки предполагают фиксацию записей в журналах.
И считается ли выездом на линию любое начало движения автомобиля? Ведь по логике водитель чтобы сесть за руль поехать должен быть проверен по состоянию здоровья, а автомобиль по тех.состоянию, а это «тянет» за собой оформление всех сопутствующих документов и журнальных отметок.
Здравствуйте, нужно ли оформлять путевой лист при необходимости движения с выполнением работ автомобилем не территории предприятия без выезда за КПП (на линию)? Если да, то при этом нужно ли заполнение журнала выпуска на линию и журнала тех.контроля? Ведь при оформлении путевого листа в разрешении на выезд расписывается механик, ставит свою отметку контролер по выпуску на линию, а эти отметки предполагают фиксацию записей в журналах.
Читаем Устав автотранспорта и 152-й приказ. Путевой лист выписывается в случаях перевозки пассажиров и грузов. Если, допустим, машина катается по территории между боксами для прохождения ТО, ремонта, или ещё по какой-то причине, но не занимается перевозками, то путевой лист не нужен. А предрейсовый, предсменный контроль (приказ 296) проводится перед началом рейса, смены. Т.е., осмотр будет обязательным, т.к. водитель вышел на смену с автомобилем. Но дальше идут несостыковки. Даже когда есть случай, что путевой лист не нужен, то приказ 296 заставляет эту путёвку выписать: «12. В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям. в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден»; 14. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении контроля и подписи контролера не допускается». Как видите, отметка ставится в путевом листе, и выпуск транспорта без неё невозможен.
Но факт проведения контроля фиксируется согласно п.15. «Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. » Получается, что при проверке, когда будет выявлен факт отсутствия путевого листа, вас могут наказать только по статье 12.3 ч.2 за сам факт отсутствия в случаях, предусмотренных законодательством. А наказать по 12.31.1 за непроведение предсменного, предрейсового контроля не могут, т.к. он проведён, и отметка есть в журнале.
И считается ли выездом на линию любое начало движения автомобиля? Ведь по логике водитель чтобы сесть за руль поехать должен быть проверен по состоянию здоровья, а автомобиль по тех.состоянию, а это «тянет» за собой оформление всех сопутствующих документов и журнальных отметок. Тут руководствуемся приказом 15 Минтранса. Все работы до рейса входят в состав подготовительных работ, и входят в рабочее время водителя. На что «тянет» написал в соседней теме.
Здравствуйте. Я зарегистрирован как ИП ( такси), по УСН 6%, работаю сам на себя, без дополнительных работников. Слышал что я не должен проходить для путевого листа предрейсовый тех осмотр, так как фактически вам являюсь механиком в своем ип. Так ли это?
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) Глава IV. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения (ст.ст. 11 — 29) Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:
организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
Предрейсовый контроль проводится «для путевого листа»? Можно поподробнее?
Здравствуйте, ООО на ОСНО приобрело легковое авто в лизинг, авто на балансе лизингополучателя, ездит на нем только директор, ничего не перевозит, нужны ли путевые каждый день? Как то можно обойтись без них?
Татьяна, здравствуйте.
Если автомобиль не перевозит пассажиров и багаж, грузы, то путевой лист не является обязательным.
Для чего нужна путевка на легковой автомобиль и в какой форме ее заполнять
Путевой лист оформляется для правильной организации предпринимательской деятельности при использовании автотранспорта. Это позволяет чётко наладить всю работу, учесть время эксплуатации, а также избежать проблем с инспекциями ГИБДД.
Для чего нужен путевой лист?
Путевой лист для легкового автомобиля – это первоначальная документация, учитывающая перемещение легковой автомашины, принадлежащей субъекту бизнеса, обязательно заполняющаяся шофёром на момент настоящего рабочего дня.
Дорожный документ выполняет следующие функции:
- Наблюдение за перемещением сотрудника.
- Рассчитывается размер заработной платы шофёра.
- Является снованием для списания эксплуатационных и топливных затрат.
Дорожный табель является важным документом в деятельности организации.
Необходимо верно систематизировать документальный оборот касательно эксплуатации служебной автомашины, несмотря на её вид, и форму собственности (личное авто или езда по доверенности на арендованном автомобиле).
Дорожный документ составляется для чёткого формирования бюджета, аргументирования расходов для оплаты налогов.
Указанный документ заполняется проверяющим функционального положения, медицинским работником, сотрудником заправочной станции, диспетчерской, бухгалтерией, начальником отдела и другими, где каждый оставляет свою запись.
Дорожный лист фиксирует:
- момент времени отъезда и приезда транспорта;
- информацию на спидометре;
- количество оставшегося горючего;
- пройденный маршрут.
Это один из документов, который просит предъявить дорожная инспекция при остановке, показывающий, куда направляется автомашина, и кто её собственник.
Такой документ также необходим руководству организации, позволяя понять, в целях компании применяется транспорт или имеются нарушения. В то же время дорожный лист является подтверждением для контрагента о факте оказания услуг. Оператор рассчитывает планируемые и настоящие затраты горючего, устанавливая производительность автомобиля. Налоговая инспекция также в первую очередь рассматривает указанный документ, поскольку он представляет собой первоначальную документацию, учитывающую деятельность с использованием данного транспортного средства, для установления правильности обложения налогов.
Дорожный табель фиксирует фактически отработанный период времени водителем, на основании которого начисляется заработная плата работнику.
Срок действия путевого листа легкового автомобиля составляет один день, но в отдельных случаях выписывается на месяц. Новый дорожный документ выдаётся шофёру только после сдачи предыдущего.
Можно ли не использовать путевые листы?
Возможны два случая, когда путевой лист для легкового автомобиля оформляется, а когда это необязательно:
- Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется в нетранспортной деятельности, оформлять дорожный документ необязательно.
- В иных случаях, когда собственником автомашины является какая-либо организация или предприниматель, применяя авто в своей деятельности, в том числе командировках, то дорожный табель необходимо составлять для планирования затрат на топливо и обслуживание. Исключением будут случаи использования компанией льгот, соответственно отпадает потребность в учёте затрат на налоги, и дорожный документ может не распечатываться.
Обязательность оформления указанного документа зависит в первую очередь от того, принадлежит авто физлицу или организации.
Однако в некоторых ситуациях путёвку оформлять всё же нужно, это касается грузоперевозок и транспортировки людей, что зафиксировано в правовых актах. В этих случаях оформление дорожных документов обязательно. За несоблюдение этого требования юридическое лицо или предпринимателя привлекут к административной ответственности.
Важным моментом является то, что организации, профессионально занимающиеся транспортировкой, оформляют указанный документ каждый день. В остальных случаях составляются путевые листы на месяц для легкового автомобиля.
Что изменилось в составлении путевого листа в 2018 году?
Декабрь 2017 года ознаменовал новый порядок оформления дорожных документов, утверждённый приказами Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (ред. от 18.01.2017 г.) и от 07.11.2017 № 476. Новшество заключается в добавлении необходимых платёжных данных, а также разрешено не ставить штамп круглой формы, если это не предусматривается в своде правил, регулирующих деятельность организации.
С внесением изменений юридические лица и предприниматели в дорожном документе должны обязательно указывать государственный регистрационный номер.
До этого момента такие данные не требовались, указывались лишь:
- наименование фирмы;
- вид юридического лица;
- номер телефона и местоположение.
С 2017 года сведения о регистрационном номере стали обязательными.
Также изменения коснулись и технических данных, сейчас регистрируется не только информация со спидометра, но и делается отметка техническим работником, что именно он зарегистрировал данные, осуществил осмотр авто и выпустил на маршрут. Обязательно полностью расшифровываются Ф. И. О. всех контролёров.
Как заполнить путевой лист?
Путевой лист легкового автомобиля форма по окуд 0345001 имеет вид шаблона, заполняющийся обязательно с двух сторон непосредственно перед выходом транспорта на маршрут.
Первая страница документа заполняется следующим образом:
- в первую очередь в бланке заполняется серия и номер по порядку. Печать круглой формы с декабря 2017 года не проставляется. Ниже наименования формы указывается число его составления;
- далее заполняется наименование фирмы, адрес местонахождения, номер телефона. Согласно новым изменениям ещё указывается основной государственный регистрационный номер.
- правая часть таблицы проставляется кодом организации по общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
- следом отмечаются данные транспортного средства: марка и номер государственного знака. В случае применения гаражного номера, его проставляют в таблице справа;
- затем заполняют данные о водителе, полностью ФИО, номер по табелю, серия и номер водительского документа, предоставляющего право вождения автомобиля, а также категории, доступные для данного шофёра;
- следующие поля заполняют специальные транспортные организации, если легковушка используется в качестве такси. Оформляется специальная лицензия, и организация оставляет записи о её виде и данные в отведённых для этого разделах;
- в последующей графе оператор прописывает поручение, выполняемое шофёром согласно путёвке. Как правило, указывается, кто будет эксплуатировать автомашину, строится маршрут, точное время начала и окончания работы. Подписав путёвку, оператор отдаёт документ лично в руки управляющему автомобилем.
- также на первой странице содержится раздел для технического работника, проверяющий общее состояние и работоспособность транспортного средства. Специалист фиксирует показатели работы авто, количество горючего на данный момент времени, и осуществляет заверку этой информации, подписав документ;
- соглашаясь с заполненными сведениями, принимая транспортное средство, шофёр подписывает путёвку;
- если автомашину необходимо заправить горючим, лицо, осуществляющее заправку, прописывает, сколько литров, и какого вида топлива было использовано, и также подписывает документ;
- после возврата транспортного средства с маршрута, оператор указывает настоящее число и время возвращения. Сведения об имеющихся нарушениях также вносятся в дорожный документ;
- технический специалист по окончании работы проверяет состояние машины, фиксирует показатели транспортного средства и оставшееся топливо. Далее шофёр и механик подписывают путёвку, осуществляя акт приёма автомобиля;
- оператор на основе полученных сведений рассчитывает расходную норму горючего, и в сравнении с использованным топливом выясняет повышение расхода или сбережение ресурсов.
Это подробное описание заполнения лицевой части образца путевого листа для водителя легкового автомобиля.
Обратная сторона заполняется исключительно водителем или третьими лицами, которых обслуживает указанный работник. Шофёр точно заполняет всю информацию о каждом выезде, местах отъезда и приезда, времени в пути и пройденном расстоянии.
Внизу на основе полученных сведений оператор подводит итоги работы по показателям времени и пройденного расстояния. Тут же указывается заработная плата по указанному дорожному документу из расчёта временных затрат и отработанного расстояния.
Каким образом хранятся путевые листы?
Порядок сохранения дорожных документов определяется следующими правовыми документами:
- Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
- Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (ред. от 16.02.2016) «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».
Целых 2 документа регулируют процесс сохранности путёвок, однако, противоречат друг другу.
Минтранс определяет срок хранения организацией дорожных документов не менее пяти лет, и в случае указания во внутренней документации срок может продлеваться.
Министерство культуры утверждает, что пять лет документы хранятся исключительно в случае проверки проверяющими организациями в этот срок.
Если контролирующий орган не осуществил проверку в течение этого времени, то ООО или ИП не вправе ликвидировать такие документы.
Кроме прочего, согласно приказу, только путёвкой можно подтвердить документально вредность работы шофёра, которую теперь уже необходимо сохранять не менее 75 лет.
Дорожный документ является бухгалтерской и налоговой документацией. В силу этого, в отношении указанного документа можно применить положения Налогового кодекса и закона о бухгалтерском учёте, согласно которым путёвки хранятся не менее 4 лет и 5 лет соответственно.
Какая ответственность и санкции предусмотрены за ненадлежащее оформление путевого листа?
Кроме налогового органа привлечь к ответственности за ненадлежащее оформление и отсутствие дорожного документа может ещё и ГИБДД.
Меры наказания за такие проступки определяются нормами КоАП:
- По общему правилу, водитель самостоятельно отвечает за использование автомашины, соответственно, если он не имеет дорожного документа, ему выпишут штраф в размере 500 рублей. Также санкции коснутся и лица, которое должно было оформить указанные документы, размер штрафа составит 20 000 рублей. Организация, в свою очередь, понесёт наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
- Дополнительной причиной ответственности являются ошибки в составлении путёвки, или недостаток необходимых записей. К примеру, если документ не содержит запись о пройденном медицинском осмотре, отвечающее лицо заплатит штраф в 5 000 рублей, а фирма 30 000 рублей.
- Такие же санкции предусмотрены за отсутствие технического наблюдения автомобиля перед выходом на маршрут.
Путевые листы с 1 марта 2019 года – новые правила
Путевой лист грузового автомобиля с 1 марта 2019 года должен быть оформлен с изменениями, принятыми Минтрансом РФ в конце 2018 года. Они начали действовать и вступили в силу с первых дней мартовского месяца 2019 года. Изменения касаются любого транспорта, используемого для коммерческих целей.
Неправильно оформленные путевые документы, их отсутствие является административным правонарушением и приводит к штрафным санкциям до 30000-100000 рублей (минимальный штраф – 500 рублей).
Данный бланк является обоснованием законности использования автомобилей, их технической исправности. Он дает право водителю, как сотруднику предприятия, управлять данным автомобилем на основании водительских прав и медицинского освидетельствования, что также отражено в путевке. Благодаря путевому листу, компания имеет полную информацию о передвижении своего транспортного средства и может четко, до рубля, просчитать свои расходы.
Это учет следующих данных:
- Расход бензина или дизельного топлива.
- Расчет амортизации автомобиля.
- Начисление зарплаты водителя.
- Пробег автомашины.
- Расходы разного характера на содержание машины.
Предприятия, у которых при уплате налогов учитываются расходы и доходы (упрощенка), такая деловая информация является строго обязательным.
Наличие и правильное оформление путевки имеет право проверить любой сотрудник ГИБДД.
Бланк путевого листа 2019
Предприятие может пользоваться стандартными образцами, разработанными Госкомстатом РФ или создать собственный формат, главное, чтобы все обязательные пункты были прописаны.
При корректировке формата оформления бланков обязательными стали:
- название (Путевой лист);
- нумерация путевки;
- время действия;
- данные о владельце транспорта;
- модель и тип машины;
- государственный номер;
- данные одометра (километраж за время выполнения работы);
- показатели времени и числа месяца о начале и окончании работы (отсчет по парковке);
- информация о пред рейсовом или пред сменном техосмотре (время обязательно);
- данные о состоянии здоровья водителя до и после рейса с подписью медработника;
- информация о работнике, управляющем автомобилем, его подпись (ФИО полностью).
В новой редакции откорректированы пункты 3,7, 8, 9,10,11, они должны быть заполнены более подробно по новым правилам.
Важно! Маршрут движения автомобиля указывать не обязательно.
Бланк будет иметь статус официального документа только при письменном перечислении всех реквизитов, подписи главы компании и занесения информации в журнал записей учетной документации.
Правила заполнения путевого листа в 2019 году
Изменения в составлении путевки коснулись нескольких моментов:
После рейса лист передается диспетчеру, который его закрывает. Закрытые путевки хранятся в архиве 5 лет.
Понятие «парковки»
Термин «гараж» или «место постоянной стоянки» было заменено на новое понятие «парковка». Оно определяет место нахождения машины в нерабочее время и может быть не только на собственной земле компании, но и на других, организованных для этого площадках.
Ранее владелец предприятия обязан был обеспечить для своего автопарка гараж или площадку для стоянки и ремонта на своей территории. Теперь достаточно иметь парковочное место на стоянках для транспорта в помещениях, на улице, на участках дорог, предназначенных для паркования машин. Размещение автотранспорта на площадках для парковки, принадлежащих другим собственникам, может быть как платным, так и бесплатным.
В новом варианте также прописана обязанность владельцев предприятий обеспечить для своего транспорта не только парковочные места, но и должны быть созданы условия для проведения ремонтных работ.
Пред сменный технический контроль
В новом откорректированном тексте введен дополнительный термин «пред сменный техконтроль. Его проводят перед началом смены, путевка выписывается на одну смену, даже если за это время водитель сделает несколько рейсов.
Он включает проверку тормозной системы, рулевых механизмов, стеклоомывателей, фар, звукового сигнала, колес, топливного бака и других важных элементов, обеспечивающих безопасное движение. Проставляется число месяца и временные показатели его проведения.
Отмена штампов
Ранее, в путевку ставился штамп о прохождении технического контроля и печать о проведении медосмотра врачом. Иногда этого было достаточно, чтобы выпустить машину на линию, теперь эта процедура отменена.
В откорректированном варианте исключается использование штампов при проведении любых контрольных действий перед рейсом. Кроме того, уполномоченные лица ранее обязаны были завизировать результаты проверочных осмотров, оставив свой автограф и прописав ФИО полностью. Теперь для раскодировки подписи прописывают фамилию и инициалы контролирующего лица.
Сроки действия путевого листа
Сделаны корректировки и на временные сроки действия путевок. Ранее выписывался 1 путевой бланк для поездок на 30 дней и за это время осуществлялись необходимые рейсовые поездки. Водитель регулярно возвращался к месту работы, но новые путевые листы на каждую следующую поездку не выписывались.
После внесения изменений подобная ситуация стала невозможна. Теперь на рейсовые поездки во время рабочего дня выписывается путевка, которая после окончания рабочей смены заканчивается. На следующий день перед рейсовым маршрутом выписывается новый путевой лист. При поездках, длящихся несколько дней или недель, выписывается один путевой лист, который закрывается при возвращении водителя. Термин «один месяц» больше не используется, так как поездка может проходить и более длительное время.
Для грузовых автомобилей
Путевой лист для грузового автомобиля заполняется по формату № 4-С или 4-П. Срок действия путевого листа зависит от длительности рейса. Если выполнение рейсового маршрута длится более смены, то путевой бланк выписывается перед выездом на рейс на нужное количество дней.
Для легковых автомобилей
Путевой лист для легкового автомобиля заполняется по форме № 3. Чаще всего для легковушек формируется путевка на временную протяженность в одну смену, даже при том, что он возвращается на парковку несколько раз за день.
Как оформлять путевые листы по новым правилам
С 1 марта 2019 г. порядок заполнения путевых листов претерпел ряд изменений. Но некоторые организации игнорируют новые правила заполнения путевых листов и продолжают оформлять их по-старому. За это налоговые органы могут исключить расходы компании на ГСМ, доначислить налог на прибыль и отказать в вычете НДС.
Сроки оформления путевых листов
Оформлять путевые листы продолжительностью более одного дня можно только тогда, когда водителя отправляют в многодневный рейс. Такой рейс может продлиться даже дольше месяца.
Как было: ранее путевые листы разрешали оформлять на любой срок в рамках месяца. Хотя и раньше Минтранс РФ рекомендовал выписывать их на каждый рейс.
Отметки о медосмотре
Как было: помимо требования заверять данные о медосмотре не только подписью, но и штампом, врач должен был вписывать свои имя и отчество полностью. Сокращение до инициалов не было разрешено.
Показания одометра
Как было: допускали два способа заверить показания одометра: штамп или подпись сотрудника. Теперь подпись стала обязательна. Также одними из обязательных реквизитов были наряду с показаниями одометра на момент выезда машины со стоянки, были и показания к моменту возвращения. Хотя сейчас они уже не относятся к обязательным реквизитам, но их по-прежнему стоит вносить.
Ответственность за нарушения
Таблица 1. Штрафы за недочеты в путевых листах
В чем недочет
Кто вправе оштрафовать
Размер штрафа
на компанию
на гендиректора
на водителя
Как упростить ведение путевых листов
Что проверить еще
К таким реквизитам относятся маршруты поездок. Для налоговой путевой лист является документом, подтверждающим, что машина используется именно в служебных целях. Поэтому, хотя сведения о пунктах назначения и не входят в перечень обязательных реквизитов, налоговики настаивают на том, что в путевом листе нужно фиксировать подробный маршрут поездки. Важно указывать конкретные пункты назначения и быть готовым пояснять цели поездки в случае необходимости.
Обязательно нужно обратить внимание и на даты в путевом листе, поскольку с текущими поправками путевой лист выписывается на каждую отдельную смену. Для организации надежнее будет фиксировать не только дату составления, но также и срок действия. Это особенно важно, когда речь идет о многодневных рейсах или круглосуточной работе сотрудника. Также не стоит забывать сверять эти даты с другими первичными документами. Например, с накладными и датами отгрузки в них. Если инспекторами будет выявлено несоответствие, то это может привести к более детальной проверке.
Также стоит принять во внимание данные о покупке и расходе топлива. По мнению налоговиков, эти данные являются прямым основанием для подтверждения расходов на ГСМ. Поэтому важно проверить, чтобы были указаны остатки на начало и конец смены, количество купленного и израсходованного в течение дня топлива. Еще более наглядным расчет сделает указание пробега автомобиля за день. А данные о движении топлива стоит подкреплять чеками АЗС.
С 2017 г. отметка о техосмотре тоже стала одним из обязательных реквизитов. Она проставляется перед началом каждого рейса. Ее должен вносить специально уполномоченный сотрудник либо сторонняя организации, имеющая соответствующую специализацию. Без данной отметки водитель не имеет права отправляться в рейс.
Поскольку путевой лист является первичным документом, без подписи он недействителен. Но кто именно должен визировать путевой лист? На текущий момент нет однозначного ответа на этот вопрос, однако судебная практика показывает, что наиболее безопасно заверять путевые листы подписями водителя и бухгалтера.
Правила оформления и ведения путевых листов в 2019 году
Для чего нужен путевой лист
Это первичный документ, он необходим для учета и списания расходов на содержание автомобиля. Также на основании «путевок» (как еще часто называют эту бумагу) во многих учреждениях начисляют заработную плату водителю.
Составлять путевые листы обязаны все учреждения, организации и частные предприниматели, которые эксплуатируют автомобили. Форму документа можно разработать и утвердить самостоятельно либо пользоваться бланком, который утвержден постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Исключением являются предприятия, оказывающие услуги по перевозке грузов или пассажиров, они обязаны вести учет передвижения ТС в унифицированных формах.
Путевку выписывают в обязательном порядке при использовании авто в рабочих целях. Форма собственности транспортного средства роли не играет. То есть если машина стоит на балансе организации, арендована у сторонней фирмы или эксплуатируется личный автомобиль сотрудника для нужд учреждения, путевка должна быть.
Учитывать бланки следует в специальном журнале регистрации. Его должны вести все юридические лица и частники, которые эксплуатируют автомобили.
Бланк путевого листа
Новая форма путевого листа в 2019 году: особые требования
Изменения в путевых листах в 2019 году не предусмотрены. Последние обновления вступили в силу еще в декабре 2017 (утв. приказами Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (ред. от 18.01.2017 г.) и от 07.11.2017 № 476). Требования к заполнению дополнены новыми обязательными реквизитами. В то же время отменена круглая печать на форменном бланке, если ее использование не предусмотрено Уставом.
Как утвердить свою форму
Если организация решила утвердить свою форму путевых листов, то следует учесть обязательные требования:
- Наименование документа, номер и дата его выдачи. При проставлении нумерации необходимо соблюдать хронологию.
- Срок действия путевки. Максимальный период — один месяц.
- Информация о собственнике автомобиля. Теперь обязательно указывать ОГРН.
- Информация о водителе транспортного средства (Ф.И.О., номер водительского удостоверения).
- Сведения об автомобиле (государственный номерной знак, марка).
- Данные одометра перед выездом в рейс и по возвращении в гараж (на стоянку).
- Дата и время начала рейса и возвращения на стоянку.
- Подпись и Ф.И.О. ответственного работника, который указал показания одометра, дату и время.
- Дата и время предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
- Штамп, подпись и Ф.И.О. медработника, который провел медицинский осмотр.
- Информация о прохождении предрейсового технического осмотра с указанием даты и времени (ДД/ММ/ГГГГ, а также часы и минуты).
- Подпись и Ф.И.О. ответственного за техосмотр транспортного средства (механик, контролер, мастер).
Заполненный документ подписью заверяет диспетчер и руководитель учреждения либо уполномоченные руководителем лица. Если предприятие использует печать (определено уставом), то путевка скрепляется печатью. Документ всегда составляется в единственном экземпляре и выдается водителю на руки. По окончании рейса водитель должен сдать его ответственному лицу под подпись.
Что будет за нарушения
Путевой лист 2019 необходим не только для списания расходов и подтверждения их в налоговой инспекции. Также путевка необходима водителю в рейсе для подтверждения сотрудникам ГИБДД законности использования авто, перевозки пассажиров или груза. Правильно заполненная путевка подтверждает, что транспортное средство исправно, прошло технический осмотр, а водитель имеет право управлять машиной (прошел медосмотр). Если инспектору ГИБДД не предоставить бланк, то водителю грозит штраф от 500 до 3000 рублей (ст. 12.3 КоАП РФ.).
Путевые листы: правила заполнения в 2019 году
Для каждого типа автомобилей Минтранс утвердил новые путевые листы 2019 года. Расскажем о них с помощью таблицы. В ней описаны путевые листы, бланки скачать можно по ссылкам.
Для чего нужна путевка на легковой автомобиль и в какой форме ее заполнять
Путевой лист оформляется для правильной организации предпринимательской деятельности при использовании автотранспорта. Это позволяет чётко наладить всю работу, учесть время эксплуатации, а также избежать проблем с инспекциями ГИБДД.
Для чего нужен путевой лист?
Путевой лист для легкового автомобиля – это первоначальная документация, учитывающая перемещение легковой автомашины, принадлежащей субъекту бизнеса, обязательно заполняющаяся шофёром на момент настоящего рабочего дня.
Дорожный документ выполняет следующие функции:
- Наблюдение за перемещением сотрудника.
- Рассчитывается размер заработной платы шофёра.
- Является снованием для списания эксплуатационных и топливных затрат.
Дорожный табель является важным документом в деятельности организации.
Необходимо верно систематизировать документальный оборот касательно эксплуатации служебной автомашины, несмотря на её вид, и форму собственности (личное авто или езда по доверенности на арендованном автомобиле).
Дорожный документ составляется для чёткого формирования бюджета, аргументирования расходов для оплаты налогов.
Указанный документ заполняется проверяющим функционального положения, медицинским работником, сотрудником заправочной станции, диспетчерской, бухгалтерией, начальником отдела и другими, где каждый оставляет свою запись.
Дорожный лист фиксирует:
- момент времени отъезда и приезда транспорта;
- информацию на спидометре;
- количество оставшегося горючего;
- пройденный маршрут.
Это один из документов, который просит предъявить дорожная инспекция при остановке, показывающий, куда направляется автомашина, и кто её собственник.
Такой документ также необходим руководству организации, позволяя понять, в целях компании применяется транспорт или имеются нарушения. В то же время дорожный лист является подтверждением для контрагента о факте оказания услуг. Оператор рассчитывает планируемые и настоящие затраты горючего, устанавливая производительность автомобиля. Налоговая инспекция также в первую очередь рассматривает указанный документ, поскольку он представляет собой первоначальную документацию, учитывающую деятельность с использованием данного транспортного средства, для установления правильности обложения налогов.
Дорожный табель фиксирует фактически отработанный период времени водителем, на основании которого начисляется заработная плата работнику.
Срок действия путевого листа легкового автомобиля составляет один день, но в отдельных случаях выписывается на месяц. Новый дорожный документ выдаётся шофёру только после сдачи предыдущего.
Можно ли не использовать путевые листы?
Возможны два случая, когда путевой лист для легкового автомобиля оформляется, а когда это необязательно:
- Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется в нетранспортной деятельности, оформлять дорожный документ необязательно.
- В иных случаях, когда собственником автомашины является какая-либо организация или предприниматель, применяя авто в своей деятельности, в том числе командировках, то дорожный табель необходимо составлять для планирования затрат на топливо и обслуживание. Исключением будут случаи использования компанией льгот, соответственно отпадает потребность в учёте затрат на налоги, и дорожный документ может не распечатываться.
Обязательность оформления указанного документа зависит в первую очередь от того, принадлежит авто физлицу или организации.
Однако в некоторых ситуациях путёвку оформлять всё же нужно, это касается грузоперевозок и транспортировки людей, что зафиксировано в правовых актах. В этих случаях оформление дорожных документов обязательно. За несоблюдение этого требования юридическое лицо или предпринимателя привлекут к административной ответственности.
Важным моментом является то, что организации, профессионально занимающиеся транспортировкой, оформляют указанный документ каждый день. В остальных случаях составляются путевые листы на месяц для легкового автомобиля.
Что изменилось в составлении путевого листа в 2018 году?
Декабрь 2017 года ознаменовал новый порядок оформления дорожных документов, утверждённый приказами Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (ред. от 18.01.2017 г.) и от 07.11.2017 № 476. Новшество заключается в добавлении необходимых платёжных данных, а также разрешено не ставить штамп круглой формы, если это не предусматривается в своде правил, регулирующих деятельность организации.
С внесением изменений юридические лица и предприниматели в дорожном документе должны обязательно указывать государственный регистрационный номер.
До этого момента такие данные не требовались, указывались лишь:
- наименование фирмы;
- вид юридического лица;
- номер телефона и местоположение.
С 2017 года сведения о регистрационном номере стали обязательными.
Также изменения коснулись и технических данных, сейчас регистрируется не только информация со спидометра, но и делается отметка техническим работником, что именно он зарегистрировал данные, осуществил осмотр авто и выпустил на маршрут. Обязательно полностью расшифровываются Ф. И. О. всех контролёров.
Как заполнить путевой лист?
Путевой лист легкового автомобиля форма по окуд 0345001 имеет вид шаблона, заполняющийся обязательно с двух сторон непосредственно перед выходом транспорта на маршрут.
Первая страница документа заполняется следующим образом:
- в первую очередь в бланке заполняется серия и номер по порядку. Печать круглой формы с декабря 2017 года не проставляется. Ниже наименования формы указывается число его составления;
- далее заполняется наименование фирмы, адрес местонахождения, номер телефона. Согласно новым изменениям ещё указывается основной государственный регистрационный номер.
- правая часть таблицы проставляется кодом организации по общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
- следом отмечаются данные транспортного средства: марка и номер государственного знака. В случае применения гаражного номера, его проставляют в таблице справа;
- затем заполняют данные о водителе, полностью ФИО, номер по табелю, серия и номер водительского документа, предоставляющего право вождения автомобиля, а также категории, доступные для данного шофёра;
- следующие поля заполняют специальные транспортные организации, если легковушка используется в качестве такси. Оформляется специальная лицензия, и организация оставляет записи о её виде и данные в отведённых для этого разделах;
- в последующей графе оператор прописывает поручение, выполняемое шофёром согласно путёвке. Как правило, указывается, кто будет эксплуатировать автомашину, строится маршрут, точное время начала и окончания работы. Подписав путёвку, оператор отдаёт документ лично в руки управляющему автомобилем.
- также на первой странице содержится раздел для технического работника, проверяющий общее состояние и работоспособность транспортного средства. Специалист фиксирует показатели работы авто, количество горючего на данный момент времени, и осуществляет заверку этой информации, подписав документ;
- соглашаясь с заполненными сведениями, принимая транспортное средство, шофёр подписывает путёвку;
- если автомашину необходимо заправить горючим, лицо, осуществляющее заправку, прописывает, сколько литров, и какого вида топлива было использовано, и также подписывает документ;
- после возврата транспортного средства с маршрута, оператор указывает настоящее число и время возвращения. Сведения об имеющихся нарушениях также вносятся в дорожный документ;
- технический специалист по окончании работы проверяет состояние машины, фиксирует показатели транспортного средства и оставшееся топливо. Далее шофёр и механик подписывают путёвку, осуществляя акт приёма автомобиля;
- оператор на основе полученных сведений рассчитывает расходную норму горючего, и в сравнении с использованным топливом выясняет повышение расхода или сбережение ресурсов.
Это подробное описание заполнения лицевой части образца путевого листа для водителя легкового автомобиля.
Обратная сторона заполняется исключительно водителем или третьими лицами, которых обслуживает указанный работник. Шофёр точно заполняет всю информацию о каждом выезде, местах отъезда и приезда, времени в пути и пройденном расстоянии.
Внизу на основе полученных сведений оператор подводит итоги работы по показателям времени и пройденного расстояния. Тут же указывается заработная плата по указанному дорожному документу из расчёта временных затрат и отработанного расстояния.
Каким образом хранятся путевые листы?
Порядок сохранения дорожных документов определяется следующими правовыми документами:
- Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
- Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (ред. от 16.02.2016) «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».
Целых 2 документа регулируют процесс сохранности путёвок, однако, противоречат друг другу.
Минтранс определяет срок хранения организацией дорожных документов не менее пяти лет, и в случае указания во внутренней документации срок может продлеваться.
Министерство культуры утверждает, что пять лет документы хранятся исключительно в случае проверки проверяющими организациями в этот срок.
Если контролирующий орган не осуществил проверку в течение этого времени, то ООО или ИП не вправе ликвидировать такие документы.
Кроме прочего, согласно приказу, только путёвкой можно подтвердить документально вредность работы шофёра, которую теперь уже необходимо сохранять не менее 75 лет.
Дорожный документ является бухгалтерской и налоговой документацией. В силу этого, в отношении указанного документа можно применить положения Налогового кодекса и закона о бухгалтерском учёте, согласно которым путёвки хранятся не менее 4 лет и 5 лет соответственно.
Какая ответственность и санкции предусмотрены за ненадлежащее оформление путевого листа?
Кроме налогового органа привлечь к ответственности за ненадлежащее оформление и отсутствие дорожного документа может ещё и ГИБДД.
Меры наказания за такие проступки определяются нормами КоАП:
- По общему правилу, водитель самостоятельно отвечает за использование автомашины, соответственно, если он не имеет дорожного документа, ему выпишут штраф в размере 500 рублей. Также санкции коснутся и лица, которое должно было оформить указанные документы, размер штрафа составит 20 000 рублей. Организация, в свою очередь, понесёт наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
- Дополнительной причиной ответственности являются ошибки в составлении путёвки, или недостаток необходимых записей. К примеру, если документ не содержит запись о пройденном медицинском осмотре, отвечающее лицо заплатит штраф в 5 000 рублей, а фирма 30 000 рублей.
- Такие же санкции предусмотрены за отсутствие технического наблюдения автомобиля перед выходом на маршрут.
Оставить комментарий