Установка зимних шин по закону
Принят ли «закон о зимней резине» в 2019 году?
В периоды межсезонья, осенью и весной, у автовладельцев возникает необходимость «переобуть» транспортное средство. Во избежание аварийных ситуаций менять резину необходимо вовремя. Может ли в этом вопросе закон помочь автолюбителям или необходимо ориентироваться только на погодные условия?
Расскажем, когда переобуваться на зимнюю резину в 2019 году по закону. И будет ли наказание для тех, кто до самых морозов продолжает ездить на летней резине.
Нормативные требования
До сих пор в России не принят закон о зимней резине. В 2019 году официальный сайт ГИБДД не содержит рекомендаций по срокам замены. Автовладелец может ориентироваться только на требования Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, но самое главное – на погодные условия.
Дело в том, что требования техрегламента не учитывают климатические особенности регионов РФ:
- зимние шины должны быть с декабря по февраль;
- резина с шипами запрещена с июня по август;
- всесезонная и зимняя неошипованная резина может использоваться круглый год.
Больше никаких ограничений технический регламент не содержит. Вопрос, когда переходить на зимнюю резину в 2019 году по закону в конкретном регионе должны решать региональные власти. Именно они в зависимости от климатических особенностей и устанавливают требования к периодам смены резины. Однако такие нормативные акты в стране не приняты. Поэтому «переобувка» автомобиля – полностью на совести автолюбителя.
Так как закон о зимней резине в 2019 году не принят, ситуация на дорогах может быть следующей. Например, в Москве можно пользоваться летней резиной до декабря. В других же регионах снег выпадает уже в октябре. Или в Сочи обойтись без зимней резины можно и в декабре.
Стоит учитывать и ежегодные климатические изменения. Погода бывает разной в зависимости от года. Например, в Санкт-Петербурге заморозки могут быть уже в конце октябре в один год, а в другой год – тепло может продержаться до середины декабря. Поэтому единый критерий перехода на зимнюю резину с 1 декабря для всей страны является неактуальным.
Зимняя неошипованная резина по сути может использоваться круглогодично. Прямого запрета на это нет. Многие водители любят использовать резину на липучках в течение всех 12 месяцев. Конечно, это резко сокращает срок её эксплуатации.
Ответственность за использование резины не по сезону
Если бы в России действительно работал закон о смене резины, то это смогло бы улучшить ситуацию с износом дорожного покрытия. Но на федеральном уровне водителей за использование резины не по сезону к ответственности не привлекают.
Были попытки внести изменения в КоАП РФ, чтобы граждане соблюдали хотя бы требования регламента. Например, в 2014 году в Государственной Думе рассматривался законопроект 464241-6. Его авторы планировали ввести штраф за несоблюдение данных норм (т.е. за использование шипов летом и за езду на летней резине в зимние месяцы) в размере двух рублей. Но законопроект не прошёл даже 1 чтение в Государственной Думе РФ и был окончательно отклонён в 2018 году.
Поэтому водители часто даже не задумываются, когда осуществляется переход на зимнюю резину в России, с какого числа. Кто-то в течение всех 12 месяцев пользуется зимними шинами или всесезонной резиной. Не существует ответственности за использование шин не по сезону. Результат – рост аварийных ситуаций в дождливую погоду, а также износ дорожного полотна.
Встречается и обратная ситуация. Некоторые любители экстремального вождения используют летнюю резину и в зимние месяцы. Но таких водителей всё-таки меньше, чем любителей зимней резины.
Единственная ответственность, к которой могут привлечь водителей, которых не заботит состояние колёс транспортного средства, это за износ шин. Если высота протектора стёрта сильно, и составляет менее 4 мм, то водителя ждёт либо предупреждение, либо штраф в размере 500 рублей.
Опыт других стран
В странах Европы, в отличие от России, требования к резине строже. Например, переход на зимнюю резину в Финляндии в 2019 году регламентирован. Резина с шипами разрешена в стране с 1 октября. Но обязателен к использованию любой вид зимней резины только с 1 декабря. Летняя резина разрешена с 1 апреля. К этой дате должна быть завершена эксплуатация резины с шипами. А вот неошипованная резина формально разрешена в течение всех 12 месяцев.
Однако последнее слово остаётся за погодными условиями. Например, сотрудники полиции всегда с пониманием относятся к ситуациям, когда в апреле человек следует на машине с шипованной резиной в морозную Лапландию и наоборот.
Таким образом, несмотря на требования закона, климатические особенности отдельных регионов должны всегда учитываться при выборе резины.
Советы специалистов
Так как закона о смене резины на зимнюю не существует, и официальный сайт ГИБДД не даёт подробных разъяснений, то автолюбителям необходимо ориентироваться на мнения специалистов. Они рекомендуют «обувать» зимние шины, когда температура меньше +5 градусов. Это же требование относится и к ситуации, когда переходить на летную резину. Если температура выше 5 градусов, то можно менять резину на летний вариант.
Требования ПДД к установке и сезонной смене резины на автомобиле
Начинающие автомобилисты часто ищут в правилах дату, когда необходимо «переобуть» автомобиль, а также официальное обоснование наказаний за не соответствующую сезону резину. ПДД не содержат такой информации. А вот условия эксплуатации покрышек, данные о зимнем варианте шин и штрафах можно изучить в приложении к Правилам дорожного движения.
Штраф в 500 руб. или предупреждение при проверке на дороге регламентированы Кодексом об административной ответственности, который ссылается на Приложение № 1 в ПДД.
Где указан срок замены шин?
Период эксплуатации шипованных покрышек, зимней фрикционной резины есть в Техрегламенте, который вступил в действие на территории России с начала 2015 г. Международный регламент, к которому присоединились страны-участники Таможенного союза, указывает, что шины с шипами в летний период использовать нельзя. Зимние покрышки нужно ставить на зимний период (с 1-го декабря по 28(29) февраля), причем использование фрикционных покрышек (в просторечии «липучек») разрешено в любое время года.
Наказывать за несоответствующие сезону покрышки сотрудники дорожной полиции не вправе, поскольку в российском законодательстве не предусмотрено санкций за эксплуатацию автомашины в летних покрышках зимой и наоборот. Однако существуют нормы, согласно которым можно оштрафовать водителя за стертый протектор, деформацию шин, дисков.
ПДД о состоянии шин, дисков
В 2018 г. актуальны Правила дорожного движения с Приложением № 1 «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В пятом пункте регламентируется допустимая глубина рисунка на протекторе и деформации, при которых использование транспорта влечет за собой риски аварии для всех участников дорожного движения. Данный пункт обуславливает применение штрафных санкций в размере 500 руб. Автомобилиста также могут просто предупредить о недопустимости использования авто в ненадлежащем состоянии.
Глубина рисунка на протекторе
Измерение глубины протектора требуется при отсутствии индикатора. Если он предусмотрен конструкцией покрышки, то изношенность определяется по нему. Глубина протектора, установленная в ПДД:
- для мотоциклов, мопедов – 0,8 мм;
- для легковых авто и грузовиков с грузоподъемностью меньше 3,5 т – 1,6 мм;
- для грузовиков (от 3,5 т) – 1 мм;
- для автобусов и маршрутного транспорта, в котором больше 8-ми пассажирских сидений – 2 мм.
Такие показатели устанавливаются для дорожного покрытия без снега и льда. В условиях наледи и снежного покрова глубина протектора должна быть не меньше 4 мм. Если показатель 3,5 мм и меньше, то предусмотрено наказание – штраф 500 руб.
Какие шины считаются зимними по ПДД?
Поскольку шинный ассортимент включает несколько сезонных разновидностей, то в ПДД прописали характеристики зимних шин. Это специальная маркировка (трехпиковая вершина со снежинкой, буквы латиницы M S), глубина протектора не менее 4 мм. Для универсальных покрышек в зимний период эти правила также актуальны. Приобретая комплект всесезонных шин, стоит уточнить наличие маркировки, иначе на обледеневшей трассе при проверке могут выписать штраф.
Сотрудники дорожной полиции вправе оштрафовать водителя, если на покрышке виден индикатор изношенности. Шипованную резину можно использовать только с декабря по февраль, показатель износа для нее такой же.
Какие нарушения эксплуатации шин прописаны в правилах?
В приложении предусмотрено, что нельзя эксплуатировать авто, если:
- имеются повреждения покрышек, обнажающие корд;
- отслаивается протектор или боковина;
- отсутствует крепежный болт (гайка);
- расслаивается корд;
- присутствуют трещины диска или ободьев;
- нарушена форма (размер) крепежных отверстий;
- имеется несоответствие (по размеру, нагрузке) покрышки модели машины.
На одну колесную ось запрещено устанавливать покрышки разные по:
- размеру, конструкции, модели, рисунку протектора;
- степени изношенности (новые и со стертым рисунком, новые и восстановленные)
- сезонным характеристикам (для лета и для зимы).
Если транспорт оснащен покрышками с шипами, то они должны быть на всех колесах.
Примеры нарушения правил ПДД, которые касаются шин
- На одном авто установлены зимние (с маркировкой) и летние (без маркировки) шины.
- Рисунок ламелей на протекторе шин, расположенных на одной оси, отличается.
- На передней оси стоят шипованные покрышки, а на задней – фрикционные.
Штраф за такое нарушение – 500 руб., основание – КоАП (ст. 12.5).
Заключение
На сегодня нет оснований применять к автомобилистам штрафные санкции за несоответствующие сезону шины. Штраф выписывается за ненадлежащие условия эксплуатации, несоблюдение требований к состоянию резины, дисков. Однако в скором времени планируется рассмотрение законопроекта, в котором предусмотрена обязательная смена летних шин на зимние и наоборот, за нарушение – штраф 2000 руб.
Закон о зимней резине. Штрафы за отсутствие зимней резины.
Как всегда, зима в России приходит неожиданно, при этом не смотрит в календарь. Бывали случаи в Сибири, когда снег и в сентябре валил не хуже, чем зимой. Чтобы не попасть в ситуацию, когда проснулся, а за окном мороз и сугробы, а авто на летней резине, лучше заранее подготовить машину к зиме. Тем более, что техническим регламентом установлена определённая дата, когда менять резину на зимнюю в 2019. Поэтому, дорогие автомобилисты, не затягиваем, меняем летнюю резину на зимнюю!
Дата смены сезонной резины
Многие автомобилисты даже и не знают, что есть технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», определяющий дату смены летней резины на зимнюю в России. При этом в восьмом приложении указаны все необходимые требования к сезонности автошин. Регламент гласит, что в зимние месяцы автомобилисты должны в обязательном порядке «переобувать» своё транспортное средство в зимние шины. В итоге по данному регламенту с 1 декабря все автомобили должны быть с зимними шинами.
Советы синоптиков
Синоптики советуют менять летнюю резину на зимнюю в момент, когда за окном температура воздуха в среднем составляет +7. Уже при такой отметки летняя резина становится намного твёрже и её свойства начинают ухудшаться. А также стоит прислушиваться к прогнозам на последующие сутки, если передают похолодание, то лучше поменять шины и не тянуть до последнего, когда на дороге уже будет гололёд.
Что говорит о смене шин ГИБДД
При этом заблаговременная смена резины поможет перестроиться автомобилистам на зимний стиль вождения. Зимой уже не погонять так, как летом. Необходимо быть намного внимательнее — держать большую дистанцию, воздержаться от резких манёвров, следить за боковым интервалом и так далее. Ко всему этому нужно привыкнуть и лучше начинать заранее.
Основные рекомендации при смене шин
Водители часто затягивают с процессом смены летней резины на зимнюю, обосновывая это тем, что износ шин ускоряется — стирается быстрее протектор, выпадают шипы. В этом есть здравый смысл, ставить зимние шины слишком рано не стоит, но и тянуть, когда температура воздуха застынет на нулевой отметке не стоит. А ехать менять резину в первый снег чревато тем, что можно просто не доехать до шиномонтажа.
Почему нужно заранее озаботиться о смене резины
При первых заморозках или первом снеге у большинства водителей начинается паника: «Где быстро сменить резину?», «Как доехать?», «Где нет очередей?» — поэтому переобуть ТС лучше немного пораньше и для этого есть много существенных причин.
- Большие загруженности в шиномонтаже. Обычно водители оттягивают этот момент до последнего, а утром осознают, что на улице гололёд и потихоньку «ползут» до шиномонтажа. Приехав туда, они обнаруживают ещё кучу таких же, как они и стоят в очереди не один час, иногда и весь день.
- Обкатка нового комплекта. Если у вас новые зимние шины, то их обязательно нужно обкатать. Первые сто километров лучше ехать по нормальной, сухой дороге без резких торможений при скорости не больше 70-80 км/ч.
- Если у вас есть два комплекта шин, и вы самостоятельно меняете их, то удобнее это делать в тёплую сухую погоду, чем в снег и слякоть.
- Самая главная причина — готовность. Поменяв резину заранее, вы будите спокойно реагировать на любые капризы природы. Вам будет всё равно какая погода за окном — и пусть за ночь выпадет тройная норма снега, вы уже готовы!
Смена шин на зимний сезон
По погодным условиям можно сориентироваться самостоятельно, когда менять комплект летней резины на зимнюю, но лучше придерживаться таких правил, которые составлены в соответствии погодных изменения.
- В Москве и области лучше переобуть авто в период с 15 октября по 25 октября.
- В Новосибирской области водители должны сделать это с 12 по 17 октября.
- К новосибирцам может присоединиться и Пермский край.
- А в Иркутской области лучше поменять шины с 10 октября по 16 октября.
В каждом регионе страны погодные условия разные, поэтому водитель сам берёт на себя ответственность за безопасность и своевременную смену сезонных шин.
Очень важно знать каждому водителю
Езда на легковом автотранспортном средстве по обледенелому дорожному полотну строго запрещена. Но и менять летнюю резину на зимнюю не стоит, если среднесуточная температура не ниже +5
- Зимой модно ездить только на зимней резине. Также можно установить комплекты с маркировкой М+S или МS.
- Глубина протектора зимних шин должна быть не меньше 4 миллиметров.
- По закону минимальное время эксплуатации автомобиля с зимним комплектом шин составляет 3 месяца — декабрь, январь, февраль. При этом правительства регионов страны может продлевать срок с соответствием погодных условий.
- Нельзя ставить на авто шипованную и не шипованную резину одновременно. Это повышает опасность автотранспортного средства во время движения, проще говоря, автомобиль может повести себя непредсказуемо при любом манёвре.
- Нельзя использовать шины разные по размеру, типу, рисунку.
- Наилучший размер протектора — 8 мм. Если он меньше всего на 2 мм, то тормозной путь удлиняется на 20%. Стоит внимательно следить за состоянием зимних шин.
- Ездит на шинах- липучках зимой можно, только если на них стоит соответствующая сезону маркировка.
Если наказание за езду в зимний период на летней резине
Погода — вещь не предсказуемая и она не спросит у нас, готовы ли мы к зиме. Автомобилистам нужно заранее подготовиться к зиме и переобуть свой любимый автомобиль заранее, привыкнуть к новой манере езды на зимних шинах. Помните, что лучше потерять на сухом асфальте пару шипов, чем в гололёд попасть в аварию.
Будьте внимательны к погоде, переобувайте свой автомобиль вовремя — возможно это спасёт чью-то жизнь!
Шипованные шины с 1 ноября 2019 года обязательны – правда или нет?
Зимняя резина с ноября
Зимняя резина обязательна в зимнее время года. И такой закон, действительно, есть, он далеко не новый. Но ряд источников новостей указывают на изменения в действующем законодательстве. Согласно поправкам, зимние шипованные покрышки обязаны быть на всех машинах в России на всех 4 колёсах уже с 1 ноября 2019 года. Некоторые другие источники говорят о другой дате – 11 ноября. Правда ли всё это или нет, давайте выясним, взглянув нв официальные источники информации.
Что за новости?
Вот типичная информация о новом законе о зимней резине с ноября месяца. Также данные распространяются преимущественно посредством мессенджеров WhatsApp, Viber и Telegramm.
Между тем, подтверждающие законодательные инициативы в таких сообщениях отсутствуют, а ссылаются авторы на якобы изменения в ПДД и новой возможности сотрудников ГИБДД штрафовать водителей на летних шинах.
Среди основных тонкостей поправок следующие:
- зимние шипованные покрышки обязательны на всех автомобилях на дорогах России с 1 ноября (по другим источникам – с 11 числа) 2019 года,
- но инспекторам ДПС разрешается в первый раз не выписывать штраф, потому как якобы не все водители успели узнать о новом законе и подготовиться, закупив зимнюю резину,
- в законодательстве теперь якобы есть обязанность водителей устанавливать шины только соответственно грузоподъёмности и скорости транспортного средства.
Вариант №2
Но есть также другие данные о том, что якобы автолюбители неверно истолковали предписания поправок. С 1 ноября не обязательно наличие зимних ошипованных шин, а возможно их использования. А до вступления в силу поправок переобуваться разрешалось только с 1 декабря.
Вариант №3
И, наконец, третья разновидность новостей заключается в том, что сам новый закон вступает в силу 11 ноября. А его предписания касаются обязательности зимних покрышек с 1 декабря.
Это правда?
Нет. Вплоть до начала официальной календарной зимы обязанности переобуваться в зимнюю резину нет. Но даже с 1 декабря 2019 года есть обязанность укомплектовать автомобиль исключительно зимними шинами – о том, что они обязательно должны иметь шипы, в действующем законодательстве не говорится. Все новости о новом законе о сдвиге этой даты на 1 или 11 ноября текущего года – миф.
Где «пруфы»?
Давайте подтвердим информацию об отсутствии обновления в законах ссылками на официальные источники правовой информации.
- Во-первых, если речь в таких последних новостях идёт об изменениях в ПДД касательно зимней резины, то такие поправки вносятся соответствующими Постановлениями правительства РФ, и такие нормативные акты подлежат официальному опубликованию на портале правовой информации. Если вы посмотрите на список таких последних постановлений, то среди нет таковых, вносящих изменения в Правила дорожного движения.
- Во-вторых, взгляните на саму действующую редакцию ПДД. Здесь требования к резине на транспортных средствах остались всё те же, а требования переобуваться на зимние шины с 1 ноября нет. В перечне неисправностей вообще ничего не говорится о сезонности использования покрышек.
- И, наконец, в-третьих, прямое указание на сезонность есть в Техническом регламенте. Именно здесь есть требования переобуваться на зимнюю резину. Но и здесь речи о 1 или 11 ноября 2019 года не идёт. Всё по-старому – переобуваться надо с начала декабря.
К слову, даже если бы некий новый закон и появился, то штрафа за летнюю резину не только с ноября, но и в зимние месяцы всё равно ещё нет. Так как такое требование содержится в Техрегламенте, а не в ПДД, то Кодекс об административных нарушениях, который и содержит исчерпывающий перечень штрафов ГИБДД, не имеет отсылки на этот нормативно-правовой акт по части шин не по сезону.
А что правда?
Итак, теперь осталось выяснить, какие же требования действуют в 2019 году для шин на легковых машинах.
Как мы уже выяснили выше, у российских водителей есть обязанность установить зимнюю резину в период с декабря по конец февраля. Причём, это не обязательно должны быть шипованные покрышки. Допускается и «липучка». А вот «всесезонка» уже не допускается – зимние шины должны быть отмечены специальным символом и маркировкой для использования на заснеженных дорогах. Вот таким:
Кроме того, для зимних колёс установлено ограничение по износу – высота протектора должна быть не менее 4 миллиметров. Если резина более изношенная, её эксплуатировать запрещено.
Вот так приблизительно выглядит изношенная покрышка:
И последнее! На одной оси обе покрышки должны быть абсолютно одинаковы по всем характеристикам и свойствам, включая:
- степень износа зимней резины,
- размеры (как радиус, так и ширина с профилем),
- марку и модель,
- осевую нагрузку,
- индекс скорости,
- тип шин,
- рисунком протектора.
Штраф за отсутствие зимней резины
Когда переходить на зимнюю резину? Эксперты, а также производители автомобильных шин считают, что менять резину с летней на зимнюю нужно, когда среднесуточная температура падает до +5 градусов. Вопрос сезонной смены шин – это вопрос, в первую очередь, личной безопасности, а также безопасности других участников дорожного движения.
Некоторые автомобилисты, тем не менее, игнорируют необходимость «переобувать» своего «железного коня». Предусмотрена ли законом ответственность в этом случае?
Смена резины на зимнюю – когда по закону?
Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ установлен Правилами дорожного движения. Эти Правила утверждены Постановлением Правительства от 23.10.1993 № 1090. Когда же переобувать резину на зимнюю по закону?
Обязанность сезонной смены шин не предусмотрена ни Правилами дорожного движения, ни каким-либо специальным Законом о зимней резине в 2018-2019 годах.
Однако если обратиться к п. 5.5 Приложения № 8 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Решение Комиссии ТС от 09.12.2011 № 877), можно найти следующую информацию:
- запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август) (если государством-членом ЕАЭС не установлен иной период в связи с характерными для такого государства климатическими и географическими факторами);
- в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям п. 5.6.3 Приложения № 8 к Техническому регламенту. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.
А кто относится к транспортным средствам категорий M1 и N1:
При этом Техническим регламентом установлено, что зимняя шина (предназначенная для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированная знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированная знаками «М+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа)) признается непригодной к эксплуатации при остаточной глубине рисунка протектора 4 мм или менее (п. 5.6.3 Приложения № 8 к Техническому регламенту).
Штраф за зимнюю резину
Несмотря на то, что ПДД не предусматривают обязательность сезонной смены шин, можно говорить о такой необходимости со ссылкой на Технический регламент ТС. В то же время, несмотря на то, что указанный Технический регламент отвечает на вопрос, когда одевать зимнюю резину по закону, ответственности за игнорирование требований регламента нет. Отсутствие штрафов за неиспользование зимних шин подтвердили в ГИБДД .
Наказать в настоящее время могут не за отсутствие зимних или летних шин, а за несоответствие шин определенным требованиям. Так, например, остаточная глубина рисунка протектора летних шин (при отсутствии индикаторов износа) для транспортных средств категорий M1 и N1 должна быть более 1,6 мм, а зимних шин, как было указано выше, — более 4 мм. Не могут шины иметь внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины. По размеру или допустимой нагрузке шины должны соответствовать модели транспортного средства. Нельзя также, например, устанавливать на транспортное средство одновременно ошипованные и неошипованные шины (Раздел 5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утв. Постановлением Правительства от 23.10.1993 № 1090). Если инспектор ГИБДД обнаружит любое из указанных нарушений, водителю может грозить предупреждение или штраф в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ ).
А обязательно ли размещать на автомобиле знак «Шипы», если автомобиль «обут» в шипованную зимнюю резину? Подробнее об этом мы рассказывали здесь.
Когда менять резину на зимнюю: простое сложное решение
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Чем опасна езда на летней резине зимой
- Когда лучше всего менять летнюю резину на зимнюю
- Когда нужно менять резину на зимнюю по закону
- Существует ли штраф за езду зимой на летней резине
При смене летней резины следует руководствоваться не только нормативными требованиями, но и знать ряд связанных с этой процедурой нюансов. Многих интересует, когда менять резину на зимнюю, и можно ли получить штраф за езду на несезонных покрышках. В этих и других аспектах будем разбираться по ходу статьи.
Чем опасна езда на летней резине зимой
В холодное время года шина, предназначенная для лета, становится жесткой, из-за чего снижается устойчивость протектора на дороге. Тормозной путь на затвердевшей летней резине в условиях снега или гололеда как минимум в два раза больше, чем при таких же вводных на зимних покрышках. Даже опытному водителю сложно избежать аварийной ситуации при непредсказуемой длине тормозного пути.
Кроме того, затвердевающая на морозе покрышка быстрее изнашивается, на ней даже могут появиться трещины. Примерная формула износа несезонной резины – 1:3. Опытные водители подтверждают, если не менять шины, то одна зима на летних покрышках сравнима с тремя летними сезонами. Износ будет примерно одинаков. Это объясняется тем, что затвердевший протектор при скольжении по снегу или льду истирается в несколько раз сильнее.
Автомобиль на летней резине в зимний период кроме всего прочего сильно теряет в управляемости, ухудшаются некоторые технические характеристики. Системы безопасности машины хуже распознают опасные ситуации заноса или скольжения, за счет чего резко возрастает возможность ДТП. Прежде чем садиться зимой за руль автомобиля на летних покрышках, взвесьте все за и против, подумайте, сможете ли справиться с дорогой.
Если же вам необходимо совершить поездку на летней резине в мороз или снег, то помните об основных правилах безопасности. Езжайте на минимальной скорости, чтобы в любой момент успеть среагировать на опасную дорожную ситуацию. Увеличьте дистанцию до впередиидущего автомобиля как минимум в два раза, ведь тормозной путь тоже будет больше. Движения рулем и нажатия на педаль газа должны быть максимально плавными, без резких движений.
Во время движения следите за тем, чтобы машина шла на средних – или немного выше – оборотах. На автомобилях с АКПП переключитесь на пониженные передачи или в ручной режим, потому что автоматика таких машин обычно самостоятельно подстраивает обороты, что при езде на летней резине может быть опасно. Входить в поворот следует как можно более плавно, без рывков. Если почувствуете занос, не жмите на тормоз, а действуйте по схеме: подвернуть руль в сторону заноса и рывками нажимать педаль газа. Системы APSи EPS рекомендуется отключить, чтобы заблокированные тормоза еще больше не способствовали заносу.
Когда лучше всего менять летнюю резину на зимнюю
Кто-то предпочитает менять комплект шин на зимние попозже, объясняя это излишним износом протектора и возможным выпадением шипов. Другие водители заранее готовятся к холодному сезону и ставят зимнюю резину, когда температура еще не опустилась слишком низко.
С одной стороны, зимние шины при эксплуатации в теплое время действительно изнашиваются сильнее, так что если поставить их заранее и долго ездить при плюсовых температурах, то это приведет к сокращению времени их службы. Но если менять резину только при первом снеге, есть риск попасть в ДТП на подъезде к шиномонтажу. Так, когда же оптимальное время для смены комплекта покрышек?
В зависимости от того, где вы меняете резину – в шиномонтаже или самостоятельно – можно рассчитать временной период для этой манипуляции. Если пользуетесь услугами сервиса, сделайте это заранее, ведь чем ниже температура, тем больше будет очередь из желающих поскорее сменить покрышки. Если предпочитаете заняться этим самостоятельно, то можно отложить процедуру замены до наступления настоящей зимы. Каждый год сроки замены меняются, ведь они напрямую зависят от погодных условий. Мы рекомендуем все же не тянуть до последнего. Неожиданно выпавший снег может стать причиной небольшого ДТП, последствия которого обойдутся вам дороже, чем пара утерянных шипов или повышенный износ покрышки.
Рекомендуем
ГИБДД рекомендует водителям менять резину на зимнюю, когда температура воздуха в течение недели в среднем составляет 5 – 7 °C и ниже. Плохие погодные условия могут способствовать возникновению сложных ситуаций на дороге, справится с которыми водителю будет легче на зимней резине. Рекомендация ГИБДД направлена на сокращение количества ДТП и спасение тем самым жизни и здоровья участников дорожного движения.
Автолюбителям также не стоит забывать, что зимний стиль вождения отличается от летнего. Резкие маневры, быстрые перестроения из ряда в ряд могут быть опасны на заснеженной дороге. Не стоит их выполнять, не убедившись в безопасности таких действий. Зимой особенно важно соблюдать дистанцию и боковой интервал. Нельзя забывать о правиле езды с включенными фарами в ночное и дневное время суток. В непогоду используйте также и противотуманные фары. Если на местности образовался сильный туман, то снизьте скорость до безопасного предела и включите аварийные огни, чтобы снизить риск ДТП.
Когда нужно менять резину на зимнюю по закону
Задаваясь вопросом, когда по правилам нужно менять зимнюю резину, многие не подозревают, что ответ есть в законодательстве РФ. Сроки перехода прописаны в нормативных требованиях. Вот что обозначено в пункте 5.5 “Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств”, пункте 5.5:
«Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза».
Таким образом, езда на летних шинах в декабре, январе и феврале запрещена. В эти месяцы нужно менять комплект покрышек на зимние. Допускается установка на автомобиль шипованной или нешипованной резины. Зимняя шина должны иметь маркировку «М+S», «M&S» или «M S» и символическое обозначение трехпиковой горы со снежинкой внутри контура.
Для езды в зимний и летний период есть также всесезонная резина, которую можно не менять при смене времен года. Это как раз нешипованные варианты покрышек, предназначенные для круглогодичной эксплуатации.
Несколько причин сменить резину заранее
Когда менять резину на зимнюю в 2019 году, решать только вам, мы лишь обозначим очевидные причины, почему это лучше сделать раньше.
- Готовность к резкому изменению погодных условий

Когда вы меняете резину на зимнюю заранее, то страхуете себя от капризов погоды. Вы сможете спокойно выехать утром со двора, даже при неожиданном ночном снегопаде. Ваши соседи при этом будут пытаться выбраться с парковки на летней резине или же судорожно менять планы и вызывать службу такси.
Очереди в шиномонтаже
Каждый год после первого снегопада в шиномонтажи выстраивается очередь из желающих поменять резину на зимнюю. Обычно 90% автолюбителей откладывают смену покрышек до последнего, создавая нездоровый ажиотаж при первых признаках настоящей зимы. Чтобы не тратить время впустую, стоя в очереди, лучше менять резину заранее.
Обкатка нового комплекта зимних шин
После установки нового комплекта зимних шин (в особенности моделей с шипами), необходимо их обкатать. Это означает, что примерно первые 100 км пробега важно избегать пробуксовки и экстренных торможений. Двигаться лучше со скоростью не больше 80 км/ч. Специалисты рекомендуют менять шины и проводить обкатку до выпадения первого снега.
Рекомендуем
Если вы самостоятельно меняете резину, то провести эту операцию вы можете вне зависимости от очередей в шиномонтаж. Но помните, что погода изменчива и, если вчера вы могли поработать теплым октябрьским днем, то через неделю это придется делать в свежевыпавшем снегу или под холодным дождем.
Безопасность
Если вы заботитесь о безопасности, то вопрос о том, менять зимнюю резину раньше или позже, для вас имеет однозначный ответ. Первые заморозки обычно внезапны, поэтому эксперты рекомендуют озаботиться сменой покрышек, когда температура станет опускаться до +7°C.
Однако рекомендации производителей покрышек и опытных водителей о том, когда менять шины – всего лишь советы, а закон – уже требование. В связи с этим автолюбители все чаще задаются вопросом, в праве ли инспектор ГИБДД наказать водителя штрафом за езду зимой на несезонной резине.
Существует ли штраф за езду зимой на летней резине
На сегодняшний день в России не регламентировано, менять ли летнюю резину, так что автолюбители могут не бояться штрафов за использование несезонных шин в зимний период – просто нет такого типа наказания. Никаких санкций за использование «не тех» покрышек также не предусмотрено. Владельцы автомобиля должны сами оценить погодные условия, учесть среднесуточную температуру и решить, когда заменить летнюю резину. Есть лишь рекомендованные даты, когда менять зимнюю резину в России. Для средней полосы – это 15 ноября и 15 марта для смены летних и зимних комплектов соответственно.
Конечно, ориентироваться нужно в первую очередь на здравый смысл, а не наступление конкретной даты. В зависимости от региона Российской Федерации, погодные условия могут сильно отличаться. Водители должны решить, менять ли шины, исходя из реальной, а не календарной смены сезонов. Если в первых числах марта лежит снег, то нет смысла менять комплект на летний. А если в теплых регионах – например, Крыму или Сочи – выдался солнечный и сухой ноябрь или даже декабрь, то автолюбителям не придет в голову срочно менять резину на зимнюю.
Штраф вы не получите, даже если на автомобиле стоят летние покрышки в зимние месяцы прямого запрета: декабрь, январь, февраль. Однако существует другой штраф, который может быть применен в случае недостаточной глубины проектора как летних, так и зимних шин.
В среде автолюбителей бытует выражение про езду на «лысой резине» – той, где протектор истерт практически полностью. Передвижение на подобных покрышках опасно, их нужно менять. По новым правилам езда на «голых» шинах наказывается предупреждением или, что более вероятно, штрафом. Согласно ПДД, если транспортное средство не соответствует требованиям, то оно не должно использоваться для передвижения. Остаточная высота рисунка протектора шины обозначена в положении о допуске транспортного средства к эксплуатации.
Эта величина не должна быть:
- для грузовых машин – менее 1 мм;
- для легковых машин — менее 1,6 мм;
- мопеда, мотоцикла – менее 0,8 мм;
- автобуса – менее 2 мм.
Если сотрудник ГИБДД обнаружит нарушение этого правила, то он вправе выписать штраф в размере 500 рублей согласно ст. 12.5 КОАП.
Сейчас депутаты обсуждают возможность увеличения штрафа за езду на «лысых» покрышка в 4 раза. Данная позиция выглядит вполне обоснованной – учитывая, что по вине водителей, использующих стертые шины, происходит существенная доля ДТП в зимний период, когда на дорогах часто наблюдается гололед.
Стоит ли ставить всесезонную резину: мнение автолюбителей
- «Проблемы начались весной»
«Имел недолгий опыт езды на всесезонке. Зимой она меня вполне устраивала. В городе все равно снежная каша, зачем менять, если без разницы, чем ее месить. За городом оказалось чуть похуже шипов. Трудности были только с подъемом в гору в гололед. Сильно хуже стало весной. Колеса просто начинали «всплывать» в каждой более-менее глубокой луже. Летом даже не стал на них ездить – просто страшно».
«Погода у нас не та!»
Мое мнение такое: всесезонные шины не для всей России, а только для южных мест Краснодарского края. Состав резины рассчитан на разные погодные условия, потому покрышки все разные. Я, когда с марта по октябрь ездил на джипе на всесезонке Гудиера (ставил стоковую на машину), успел застать и снег, и сухую трассу (ехал из Москвы в Красную поляну). Так вот, несмотря на большой протектор, было ощущение, что еду на лысой резине. На снегу скользит, а в луже сразу плывет! Вот надо все-таки менять покрышки. Даже нешипованная, но зимняя резина (у меня была Данлоп) давала лучшую управляемость по весенним лужам».
«Такой экстрим не по мне!»
«Имел опыт езды на всесезонке. Автомобиль тогда был с задним приводом и тяжелым мотором. Зимой так ездить оказалось очень экстремально. Если заехал в сугроб – гадай, выедешь или нет. Совсем разочаровался после одного случая. Машину оставил на стоянке во время оттепели, вечером, конечно, ударил мороз, и все схватилось льдом. Колеса оказались в лунках неглубоких. Так я даже тронуться с места не смог! В следующую зиму менял – взял б/ушные нешипованные именно зимние шины, и было мне счастье».
Рекомендуем
«На всесезонке можно ездить до -5 максимум. Потом уже она затвердевает. Я так в аварию попала на такой резине: 50 км/ч, снегопад, при заносе сразу в столб. Проще оказалось после той аварии машину продавать, чем восстанавливать. С тех пор зареклась не менять – летом только летняя резина, зимой – зимняя. Холода и снегопады такие бывают, что даже на шипы особо не рассчитываешь».
«Ничего хорошего!»
«Вот не понравилось мне так ездить! Летом слишком шумно, а зимой никакого сцепления. Всесезонку теперь даже даром не поставлю. Дурят нашего брата. Лекарства от всех болезней не бывает, так и с шинами. Менять их надо».
«Решать только вам»
«Часто здесь вопрос задают, есть ли смысл покупать и ставить всесезонку. Ну тут два разных мнения есть:
1. Да мне без разницы, это только буржуи все время резину меняют, мне и одного комплекта хватает.
2. Я за безопасность, поэтому на зиму шины меняю, ставлю именно ЗИМНИЕ (если езда в основном по асфальту, то можно и без шипов взять комплект).
Что тут сказать? Решение, менять ли, каждый принимает для себя сам».
Оставить комментарий