Законность электронного полиса ОСАГО

Законность электронного полиса ОСАГО

Оформили электронный полис ОСАГО – что показывать и как предъявлять инспектору ГИБДД?

  1. Нельзя предъявлять файл с телефона или вообще ничего не передать для проверки ГИБДД.
  2. Единственный правильный по закону вариант – показать распечатанный электронный полис ОСАГО.
  3. При этом, неважно, чёрно-белая это будет распечатка или цветная, также размер не обязательно должен быть A4.
  4. А вот штрафа за непредъявление нет – так указал Верховный суд РФ.

Проблема в 2019 году заключается в том, что действующая редакция ПДД обязывает водителя передать сотруднику ДПС, помимо СТС и водительских прав, страховой полис. Но как быть, если вы оформили электронное ОСАГО, как его правильно предъявлять инспектору ГИБДД? Можно ли показать файл с телефона? Нужно ли распечатать? Или же в таком случае ничего не нужно передавать для проверки? Всё это давайте выясним!

Как сотрудники ГИБДД проверяют полис в 2019 году?

Всё очень просто. Действующий пункт 2.1.1 обязывает вас передать для проверки (именно передать – в руки, а не просто показать):

  • водительское удостоверение,
  • свидетельство о регистрации,
  • полис ОСАГО.

Если с первыми 2 пунктами всё предельно понятно – хотя, по новым законам вот-вот уже грядут электронные права, а вслед за ними IT формат может приобрести и СТС, то с электронной страховкой – не очень.

Многие водители предполагают различные варианты законного выполнения этого пункта Правил:

  • показать инспектору ДПС фотографию электронного ОСАГО,
  • предъявить распечатанный файл,
  • ничего не показывать, ведь полис электронный!

Но не все автолюбители из указанных пунктов правы. Более того, нередко на разного рода форумах вы найдёте неверную информацию о том, что можно показать электронный договор прямо с экрана телефона.

К слову, в 2019 году практически у любого сотрудника ГИБДД на дороге есть доступ к электронной базе данных страховых договоров РСА (Российского союза автостраховщиков). И он (сотрудник) может проверить наличие страховки по этой базе.

Как предъявить электронный ОСАГО?

Значит ли выделенное выше, что и правда в случае электронного полиса инспектору ДПС ничего показывать не нужно?

Нет. Вот мы добрались до самого главного! Несмотря на возможность сотрудника проверить наличие страховки онлайн прямо на дороге, это не отменяет обязанности водителя выполнить пункт 2.1.1 ПДД, который чётко предписывает иметь при себе и по требованию полицейского передать для проверки документ.

На самом деле, никаких недоработок в законодательстве в 2019 году нет. Данный пункт в угоду электронных полисов ОСАГО изменился в конце 2018 года, и на сегодняшний день его действующая редакция выглядит следующим образом:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • .
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

И вот теперь становится понятно, что показывать инспектору при покупке ОСАГО в электронном виде нужно распечатку полиса на бумаге.

Как правильно распечатать для предъявления?

Обратите внимание, что следует различать электронный полис, который пришёл вам на почту, от просто данных о заключении договора. Некоторые страховые компании при оформлении е-ОСАГО присылают несколько писем на электронную почту, и только в одном из них тот файл, который необходимо распечатать.

Настоящий электронный договор ОСАГО прописан на официальном бланке, в самом верху прописана его серия, которая должна начинаться с букв «XXX». А в самом низу его должна быть информация об электронной подписи страховщика, которой обязательно заверяются все такие страховки, купленные онлайн.

Цветной или чёрно-белый?

Вообще, вам на почту придёт чёрно-белый формат электронной страховки, поэтому вопрос должен отпасть сам собой. Но формально вы можете распечатать в любом цвете – главное, чтобы полис был читабельным для сотрудника полиции.

В каком размере?

Обязательно ли распечатывать полис в электронном виде в формате A4, как бумажный бланк? Вовсе нет. Законодательство 2019 года прямо не требует соблюдения размерности файла.

Но опять же, если полис будет не читаемым для инспектора ДПС, то он может посчитать, что фактически вы ему ничего не предъявили для проверки, так как идентифицировать, что это электронная страховка, что она принадлежит именно вам и оформлена на ваш автомобиль, будет невозможно.

На практике же формат A6 (размерами как свидетельство о регистрации) может быть приемлемым для разборчивости надписей на страховке, но это зависит от того, как чётко будут пропечатаны символы и в целом насколько чёткий файл вам прислала страховая компания.

Формат водительских прав будет очень мелким и неразборчивым и такой размер показывать инспектору нежелательно.

Какой штраф, если ничего не дать или показать с экрана телефона?

Многие инспекторы ДПС ранее выписывали штраф за неисполнение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения по статье 12.3, части 2 КоАП в размере 500 рублей за отсутствие с собой страховки у водителя.

Данная санкция предусматривает также предупреждение, но оно выносится очень редко.

Но с таким положением дел не согласился Верховный суд России, который в июне 2019 года вынес Постановление Пленума, в котором указал, что отсутствие с собой распечатки полиса не влечёт за собой состав для штрафа.

Если страховой полис был оформлен в виде электронного документа, непредъявление его водителем уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ.

Таким образом, хотя, обязанность возить с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД для проверки электорнный ОСАГО есть, штрафа за это по закону нет.

Что за база, в которой проверяют ГИБДД?

Как мы уже указали выше, это единая база данных страховых договоров РСА. У вас тоже есть к ней доступ по серии и номеру полиса. И один раз в год желательно проверять его на действительность на фоне размножающихся в последние годы мошенников в сфере страхования, продающих «липовые» страховки, в том числе электронные.

  1. Для проверки перейдите на официальный сайт РСА в сервис просмотра договоров страхования.
  2. Выберите серию вашего полиса (все электронные ОСАГО имеют серию «XXX»).
  3. Введите номер полиса (он прописан сразу после серии).
  4. Пройдите проверку на роботов и кликните по кнопке «Поиск».

В результате вы получите таблицу с одной строкой с данными о вашем договоре страхования. В строке «Статус» должно быть прописано «находится у страхователя».

Если же статус страховки значится как «находится у страховщика» или данных вовсе не найдено, то возможны 3 варианта:

  • вы ввели неверные данные номера полиса – перепроверьте их,
  • вы купили электронное ОСАГО несколько дней назад, и данные в базе ещё не обновились – проверьте немного позже,
  • ваш полис поддельный, обратитесь туда, где покупали страховку, с претензией.

Электронный полис ОСАГО: что нужно знать про страхование автомобиля онлайн?

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. На сегодняшний день практически любой документ можно оформить онлайн не выходя из дома. Этот прогресс коснулся и страховых компаний, и вот уже сегодня, полис страхования ОСАГО онлайн – далеко не редкость. В данной статье рассмотрим, что представляет собой электронный документ Е-ОСАГО, как он выглядит, как правильно его оформить и насколько удобна такая услуга.

Что такое Е-ОСАГО

Е-ОСАГО – электронный документ, который оформляется самостоятельно онлайн через соответствующий сервис. Получить полис ОСАГО в электронном виде можно на свой адрес электронной почты.

Е-ОСАГО является аналогом обычного бумажного документа, который владелец авто получает при страховании автомобиля.

При желании можно получить электронный страховой полис на привычном бланке – не ранее, чем через сутки после оформления онлайн-страхования автомобиля (считаются только рабочие дни). Плата почтовых услуг идет за счет клиента.

Чем электронный полис отличается от обычного

Бумажный полис ОСАГО при традиционном оформлении выдается сразу, что касается электронного, то его копия доставляется при желании по почте. Однако этот вид услуги предоставляется не всеми сервисами.

Основное отличие электронного полиса автостраховки состоит в его виртуальности. Его можно сравнить с деньгами на карте – в кошельке их нет, но расплатиться ими можно. Других отличий нет: страховка стоит столько же, действует сразу после получения.

Правила пользования им немного отличаются:

  • отсутствует полноценный экземпляр на бумаге;
  • нельзя предъявлять вместо него ксерокопию, как раньше;
  • проверяется документ в специальных базах, поскольку нет печатей и голограмм;
  • его даже не обязательно распечатывать – если данные в базе есть, к водителю не будет никаких претензий.
Читать еще:  Как получить деньги по ОСАГО после ДТП?

Закон об электронном полисе ОСАГО

Отдельного закона о Е-ОСАГО нет, но есть поправки, принятые в 2015 году к ФЗ №40, подтверждающие законность электронного полиса ОСАГО.

При оформлении виртуального документа используются те же данные, как и в законе «Об ОСАГО» для бумажного варианта – они находятся в базе РСА (Российский Союз Автостраховщиков):

  • сведения о предыдущем страховании авто;
  • информация о ДТП (если были);
  • штрафы, выплаты по ОСАГО, возмещения по ДТП;
  • личные данные водителя;
  • параметры автомобиля.

Бланк заявления заполняется на сайте страховой компании, вместо реального факсимиле используется электронная подпись – комбинация из логина и пароля, которые установлены для входа в личный кабинет страхователя – физического лица (ФЗ №63, 2011). Усиленная подпись требуется юридическим лицам.

Договор о страховании требует тех же оснований, что и для бумажного документа. Предоставленная страхователем информация вносится в базу.

Электронный полис отправляется владельцу сразу после оплаты (в течение рабочего дня).

С 2017 года вступили в силу указания Центробанка, направленные на ограничение возможности отказа страховой в оформлении страховки удаленно – страховые компании обязаны придерживаться регламента проведения профилактических работ на сайтах – только в ночное время с предварительным уведомлением клиентов. Перерывы также ограничиваются – не более получаса в сутки.

Непрерывную доступность услуги страхования обеспечивает «единый страховой агент». Если у одного страхователя услуга недоступна, предоставляется возможность воспользоваться сайтом другой компании.

Закон предусматривает ряд лиц, которым придется оформлять полис только лично в офисе:

  • владельцы только что купленных машин – по причине отсутствия данных в базе;
  • водители с новыми, впервые полученными правами (по той же причине);
  • лица, предоставившие данные, не соответствующие действительности (потребуется подтверждение данных);
  • владельцы авто, которые зарегистрированы в других государствах (придется оформлять лично).

При повторном обращении эти граждане уже смогут оформить документы удаленно на основании предоставленных данных.

Нужна страховка, но нет желания переплачивать за дополнительные услуги? Подберите страховку с помощью нашего калькулятора и получите лучшие предложения от самых надежных страховщиков.

Как выглядит полис ОСАГО в электронном виде

Электронная страховка на автомобиль должна выглядеть также, как и в бумажном виде. Электронный полис имеет ту же структуру, что и бумажный документ, и такой же зеленый цвет. Отсутствует лишь защитная блестящая схема, характерная для обычного полиса. Итоговый бланк в обязательном порядке должен содержать номер. Без него документ считается недействительным.

Оформленная страховка приходит на личную интернет-почту в виде электронного документа. При печати бумажного варианта следует использовать качественный принтер, чтобы избежать грязи и размытости.

Преимущества и недостатки электронного полиса

Использование электронного полиса ОСАГО удобно и экономит время и средства автовладельца:

  • можно получить его дома за компьютером;
  • справки и бумаги не требуются;
  • цена страховки та же, при этом не нужно тратить время и бензин;
  • сервис онлайн доступен круглосуточно;
  • можно пользоваться всеми скидками и проводимыми компанией акциями;
  • при оформлении выбираются опции по желанию без навязчивых предложений в офисе;
  • виртуальный документ не потеряется, его нельзя украсть – он всегда в наличии в личном кабинете;
  • его можно распечатать или скопировать на смартфон или планшет;
  • мошенничество практически исключено;
  • нет необходимости соглашаться на условия локальных компаний – можно выбрать любую.

При значительном облегчении жизни автовладельцев есть несколько недостатков:

  • владельцы новых авто не смогут воспользоваться услугой – первичное оформление производится только в офисах;
  • начинающие водители с новыми правами также лишены возможности удаленного получения страховки;
  • проверка полиса сотрудником ГИБДД занимает больше времени;
  • неточности и ошибки при заполнении бланка онлайн сделают документ недействительным (это также может стать причиной отказа страховщика в выплате компенсации).

Сравнив плюсы и минусы электронного документа, можно заключить, что положительных сторон больше.

Оформить полис Е-ОСАГО на машину

Оформить полис на дому несложно. Согласно закону продажа страховки ОСАГО через интернет осуществляется всеми страховыми компаниями, поэтому нужно просто выбрать страховщика с подходящими условиями.

Оформление состоит из нескольких шагов:

  1. В зависимости от выбранной компании производится расчет стоимости документа или создание личного кабинета.
  2. Заполняется форма:
    • имя полностью;
    • реквизиты паспорта;
    • телефон;
    • электронный адрес.
  3. После получения на номер телефона или почту ключа, можно пользоваться кабинетом и заполнить форму договора со страховой компанией.

Если клиент видит необходимость получения документа на бумажном носителе, оформляется покупка электронного полиса с бесплатной доставкой на дом.

Нужно ли распечатывать электронный полис ОСАГО

После покупки страховки онлайн распечатывать полис не обязательно, водитель не обязан возить распечатку – проверка наличия ОСАГО проверяется по базе, для этого создан отдельный канал, к которому есть доступ у сотрудников дорожной полиции.

При этом отсутствие печати и подписи на бумаге не должно волновать автовладельца – печать на электронном полисе не нужна. Юридическую силу страховки подтверждает электронная подпись, которую страхователь получает вместе с виртуальным документом.

Когда начинает действовать электронный полис

Согласно закону, вступление в силу купленного на сайте документа происходит через 3 дня. Есть специальное указание Центробанка об указании соответствующей даты при заполнении формы заявления. Такая пролонгация срока действия электронного полиса ОСАГО пресекает возможность оперативного оформления полиса гражданами, которые ездят без страховки.

Как внести изменения в электронный полис ОСАГО

Изменить данные в электронном полисе можно в личном кабинете на сайте страховой компании – заполняется форма заявления либо, по старинке — придя в офис СК с документами.

После проверки данных, перерасчета (при необходимости) предоставляется возможность произвести доплату.

Получение нового варианта полиса производится в течение 2 дней (рабочих). Отсчет ведется от дня отправления заполненной формы.

Однако не у всех страховых компаний предусмотрена возможность исправить ошибки онлайн. Некоторые требуют только личного посещения офиса.

Почему не работает Е-ОСАГО

Несмотря на поддержку закона, владельцам авто иногда приходится столкнуться с тем, что невозможно купить полис ОСАГО.

Причина в том, что страховщики нередко находят нововведение крайне невыгодным:

  • препятствия часто возникают в районах, где предусмотрен высокий процент выплат;
  • невозможность убедить клиента раскошелиться на дополнительные услуги многие компании рассматривают как свою упущенную выгоду.

При этом сервис на сайте работает (как и положено по закону), но при оформлении автовладелец получает системные ошибки:

  • проблемы с проверкой данных по базе РСА;
  • невозможность осуществить оплату с карты или счета;
  • не проходят данные автомобиля.

В этом случае рекомендуется:

  • провести заполнение формы несколько раз – если технический сбой случаен, то все получится;
  • проверить, не попадает ли владелец или авто под ограничения, установленные законом;
  • перейти на сайт другой страховой компании.

Для того чтобы не терять времени, перед покупкой полиса можно подобрать несколько подходящих по условиям компаний.

Когда можно купить электронный полис ОСАГО без диагностической карты

Возможность получения страховки без техосмотра предоставляется не всем – на это имеют право владельцы авто, которым меньше трех лет.

Для этого страховщику предоставляется паспорт ТС – возраст машины определяется по дате его выдачи. Часто дата покупки и дата выдачи ПТС не совпадают. Таким образом, получается, что владелец фактически нового автомобиля, который выпущен четыре года назад, все равно обязан пройти техосмотр.

Появилась также услуга, по которой страховщик прикладывает к полису договор на прохождение осмотра авто. Обычно это станция, с которой у компании заключено соглашение – владелец должен посетить ее после получения полиса.

Оформить страховку без диагностической карты возможно, но при этом не всегда можно быть уверенным в подлинности страхового полиса. Любая проверка дорожного полицейского выявит отсутствие документа в электронной базе. Во избежание проблем, электронный полис лучше всего оформлять с диагностической картой, как и положено по закону.

Отзывы про электронный полис ОСАГО

При всем удобстве услуги отзывы про оформление ОСАГО онлайн далеко не однозначны. Такой услугой рекомендуют воспользоваться чуть больше половины клиентов, протестировавших ее на себе. При этом часто отмечают:

  • перебои в работе сервиса, проволочки при проверке данных;
  • длительное оформление;
  • максимально высокие шансы получения страховки у водителей, знакомых с рынком страховых предложений;
  • удобный и замечательный сервис, при условии корректной работы;
  • проще всего оформить Е-ОСАГО с помощью страховых брокеров.

Некоторые водители проводили за этим занятием по нескольку дней – так что назвать услугу абсолютно доступной нельзя.

Закон об электронном полисе ОСАГО

Закон о электронном страховом полисе ОСАГО как таковой не принимался, законодатели в 2015 году приняли лишь поправки в уже действующий закон ФЗ №40 «Об ОСАГО», как его принято называть в народе. Именно благодаря этим поправкам и появилось такое нововведение, как электронная страховка. Некоторые страховые компании вторили новым веяниям и добровольно ввели услугу онлайн-оформления, остальные же проигнорировали возможность дистанционного оформления по разным причинам. Однако уже в январе 2017 вступили в силу еще одни поправки – что же интересного они привнесли?

Читать еще:  Как расторгнуть договор ОСАГО и вернуть деньги?

Что сказано в законе

Использование действующих электронных полисов ОСАГО все прочнее входит в обычную жизнь, а основу этому положили еще в 2015 году, полностью регламентировав процедуру его оформления.

Все данные, которые используются при получении документа, основываются на информации, полученной в единой базе РСА, включая о заключаемых ранее страховках, произошедших ДТП и выплатах по ним, КБМ, водителе и его ТС.

Заявление оформляется прямо на сайте автостраховщика и заверяется простой электронной подписью, согласно п. 7. ст. 15. Если обратиться к ФЗ №63 от 2011 года «Об электронной подписи» под данным термином принято понимать комбинации из пароля и логина к личному кабинету, которые подтверждают, что заявление прислано именно этим лицом. Если же оформляется страховка на автомобиль юридического лица, то требуется усиленная электронная подпись.

Полис, согласно этому же пункту 7., заключается на основании тех же сведений, которые предоставляются обычно приобретателем при получении бумажного полиса. Направляется е-ОСАГО сразу после безналичной либо наличной оплаты, причем не позднее 1 рабочего дня, прошедшего после оплаты. Вместе с этим сотрудник фирмы обязательно вносит информацию в базу РСА.

Действия по переоформлению электронного полиса тоже предусмотрены в законе. Для того чтобы внести или изменить определенные данные, нужно будет все так же онлайн послать страховщику заявление с просьбой о внесении изменений в документ. При необходимости (например, когда требуется вписать еще одно лицо) производится доплата по установленным тарифам. В течение 2 дней компания должна либо предоставить полис с внесенными в него изменениями, либо уведомить гражданина, что переоформление невозможно в силу каких-либо причин.

Новые поправки

Начинает работать новый закон об обязательном автостраховании, а причиной тому послужили поправки, которые были внесены ФЗ №214 еще в июне прошлого года. Самая важная из них – это введение обязательного (именно так!) электронного ОСАГО. То есть теперь абсолютно каждая страховая фирма, обладающая лицензией, обязана по закону предоставлять возможность оформления полиса при помощи интернета. Об этом должно быть соответствующее уведомление на сайте страховщика. Обязанность эта прописана в п. 7.2 ст. 15 закона «Об ОСАГО».

С начала 2017 года в силу вступают и указания ЦБ РФ, которые тоже касаются е-ОСАГО. Они сокращают вероятность небольшого мошенничества со стороны компаний, предоставляющих услуги по автострахованию. Дело в том, что многие владельцы ТС заметили, что фирмы используют различные технические уловки (длительные тех. работы и т. д.), чтобы не предоставлять услуги удаленного оформления полиса. Теперь все технические работы должны проводиться ночью, причем за сутки на сайте обязательно должно появиться соответствующее уведомление, а перерывы в работе портала не должны превышать 30 минут за сутки.

Если же вследствие технических проблем нельзя будет получить страховку, автовладельцу будет предложено перейти на сайт другой компании.

Кому откажут в выдаче е-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО получить может любой желающий, но закон, как водится, предусматривает и перечень лиц, которые лишены возможности его получения. Сюда входят:

  1. Владельцы новых транспортных средств, купленных из салона. Если у машины не было собственников ранее и она не стояла на учете, то получить страховку дистанционно не получится.
  2. Если водитель, только недавно получивший водительские права, начнет оформление онлайн-полиса, то получит отказ. Все дело в том, что никаких данных о лице в базе РСА нет, следовательно, и проверить их подлинность не удастся.

В перечисленных выше случаях существует только один путь – посетить страховую фирму лично и приобрести ОСАГО самому, представив необходимые документы. А уже на будущий год, когда действие документа закончится и нужно будет его продлевать, получится сделать это через интернет.

Отказ в заключении договора обязательного автострахования получат так же лица, предоставившие сведения, которые не соответствуют действительности или искажены намеренно. Не предназначен этот тип страховки для владельцев автомобилей, зарегистрированных в иностранном государстве и временно находящихся в России, поскольку о таких лицах данных в базе нет. А это значит, что в подобном случае оформление возможно только после личного посещения.

Вопросы по е-ОСАГО

Несмотря на то, что возможность получения ОСАГО в электронном виде была введена еще в 2015 году, до сих пор по этому поводу возникает множество вопросов, а касаются они в основном того, как именно действует такая страховка и легитимна ли она.

Сразу стоит сказать, что никаких отличий электронное ОСАГО от бумажного не имеет, даже цена остается такой же. Действовать она начинает сразу с момента получения страхователем. Экземпляр бумаги высылается на указанную почту, но и в личном кабинете на сайте страховщика он продолжает храниться. Если бумажный полис привычнее, то всегда можно заказать его по почте, оплатив расходы на пересылку, и спустя несколько дней бланк строгой отчетности прибудет по указанному адресу.

Еще один важный вопрос – что показывать инспектору ГИБДД, когда он остановит транспорт для проверки документов. В п. 7.2 ст. 15 сказано, что полученный электронным способом документ приравнивается к бумажному документу. А это значит, что его можно просто распечатать, чтобы предъявлять как при проверке документов, так и при регистрационных действиях в МРЭО. Дело в том, что теперь подразделения ГАИ и инспекторы обладают выделенным каналом для проверки подлинности ОСАГО в базе РСА, поэтому и наличие бланка строгой отчетности не является обязательным фактом.

ГИБДД и электронное ОСАГО

Количество оформленной в электронном виде «автогражданки» стремительно растет; представители РСА и Центробанка рапортуют о востребованности данного вида услуги. Но точно ли владельцу электронного полиса не грозят проблемы при контакте с сотрудниками ГИБДД?

К сожалению, хотя е-ОСАГО было введено ещё 1 июля 2015 года, случаи неправомерных штрафов за электронные договоры до сих пор встречаются. Как правило, страхователи распечатывают полученные файлы электронных полисов. Однако некоторые инспекторы ГИБДД при проверке документов не принимают соответствующую распечатку, строго следуя п.2.1.1 Правил дорожного движения. Действительно, данный пункт обязывает водителя иметь при себе и предъявлять полис «автогражданки» , которым данная распечатка формально не является. Некоторые из представителей полиции требуют поставить на ней «живую» печать, заверив её таким образом в офисе страховщика; другие пытаются найти на ней «электронную печать», неверно трактуя понятие «усиленная квалифицированная электронная подпись» (которой подписывается электронный полис).

Недоверие инспекторов к распечаткам без живой печати и подписи можно понять: в прошлом году с поддельными полисами по разным оценкам ездили до 10% автовладельцев.

К тому же, хотя электронное ОСАГО стало массово внедряться только пару месяцев назад, активизация мошеннических схем в этой области налицо. РСА предупреждает о появлении сайтов-клонов интернет-площадок известных страховых компаний, обещающих оформить е-ОСАГО – на деле, разумеется, просто обманывающих автолюбителей.

Е-полис: иметь или не иметь?

Возможные проблемы с ГИБДД, как одно из «неудобств» электронной «автогражданки», признают и в Центробанке. Кстати, еще в конце 2015 года вице-премьер И. Шувалов давал поручение внести изменения в Правила дорожного движения в части возможности даже не распечатывать электронный полис. Однако пока п. 2.1.1 остается в прежней редакции.

Учитывая обстоятельства, автовладельцам не помешает иметь представление о некоторых нормативных установках. В частности, п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО предусматривают возможность оформления полиса в электронном виде. При этом для е-ОСАГО нет отдельной формы полиса – разница только в серии документа (для электронных полисов сейчас используется серия ХХХ).

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Статья 32 Федерального закона об ОСАГО возлагает контроль за выполнением обязанности по страхованию автовладельцами своей ответственности на полицию. Также законом предусмотрено, что водитель должен иметь при себе полис ОСАГО или распечатку информации о заключении электронного договора. Именно информации. Таким образом, законодательно установлено, что водитель может предъявить сотруднику полиции как обычный бумажный полис, так и распечатанную информацию о е-ОСАГО. Понятно, что в этом случае инспектору ГИБДД важно иметь возможность проверить действительность страховки.

Внутренним письмом ГИБДД №13/12-у-4440 от 03.07.2015 г. во все подразделения были разосланы соответствующие разъяснения, предписывающие сотрудникам осуществлять проверку наличия полиса ОСАГО через специальный ресурс в сети ИМТС МВД России или через сайт РСА. Для этого инспекторам нужна лишь информация о государственном регистрационном знаке и VIN-номере транспортного средства. Данное письмо также поясняет, что если в системе есть сведения о заключении договора ОСАГО, то исключается привлечение водителя к ответственности за отсутствие при себе полиса (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Читать еще:  Навязали страхование жизни при ОСАГО как вернуть?

Нормы есть, но есть пробел

Получается, что в нормативные документы по «автогражданке» необходимые изменения внесены. Имеется также внутреннее письмо ГИБДД, касающееся «виртуального» страхования. Однако ПДД пока допускает разность трактовок, что иногда приводит к неприятностям.

При возникновении проблем с полицией, связанных с электронным полисом, нелишне напомнить инспектору о нормах закона и вышеуказанном внутреннем распоряжении. А выписанный штраф за отсутствие полиса ОСАГО следует обжаловать – в этой ситуации автолюбитель будет иметь все шансы на успех. Вместе с тем, время на споры и обжалования никто не компенсирует. Поэтому пока «обычный», бумажный полис нередко пользуется бо́льшим доверием у страхователей.

Бумажный и электронный полисы ОСАГО уравняли

Это новшество вводится поправками в закон об ОСАГО, которые подписал президент Владимир Путин. Напомним, что до сих пор регресс страховщики могли предъявлять только нетрезвым водителям. А если виновник в ДТП отказался проходить медосвидетельствование, страховая компания просто возмещала за него причиненный ущерб. Да, такой водитель лишался прав, платил штраф 30 тысяч рублей. Но за чужой поврежденный автомобиль он не расплачивался. Теперь ситуация изменится. В публикуемом сегодня законе четко прописано, что регресс предъявляется, если водитель не выполнил требования инспектора о прохождении медосвидетельствования, либо употребил алкоголь или наркотики в нарушение правил дорожного движения после ДТП.

Таким образом, закрыта еще одна лазейка для нетрезвых водителей, которые, пользуясь дырами в законе, смягчают свою ответственность. Теперь, если водитель отказался от медосвидетельствования, страховая компания возместит за него ущерб пострадавшим, но потом потребует возместить ей эти траты.

Также закон уравнивает в статусе бумажные и электронные полисы. По сути, это нормативно закрепляет возможность возить с собой копию электронного полиса, распечатанного на принтере на обычной бумаге, а не на бланке строгой отчетности с кучей защит.

Такой порядок действовал и до сих пор. Просто он не был закреплен законом. Если инспектор дорожно-патрульной захочет проверить наличие полиса, ему достаточно будет предъявить такую распечатку, в которой есть и номер полиса, и название страховой компании. Этой информации достаточно, чтобы проверить полис по базе данных ОСАГО. Кроме того, исключается порядок двойного учета полисов, то есть, когда для бумажных и для электронных полисов были свои базы данных. Получалось, что номера полисов могли дублироваться. Законом устанавливается единый учет. Каждый полис, каким бы он ни был — электронным или бумажным — получит свой уникальный порядковый номер.

Еще одна новация, которая вносится в закон об ОСАГО, это снятие запрета на перестрахование рисков по обязательному страхованию. До сих пор это был единственный вид имущественного страхования, риски по которому не передавались в перестрахование. Снятие такого ограничения связано, со значительным увеличением за годы действия ОСАГО объемов собираемых страховщиками страховых премий. С 26 миллиардов рублей в 2003 году до 234 миллиардов в 2016 году, а также увеличением размера средней выплаты и ростом активов страховщиков. Впрочем, на простых автомобилистах это никак не скажется. Лишь повысятся гарантии выплаты.

Другая новость не всем придется по вкусу. Напомним, что у нас на страховщиков по части выплат за ущерб распространяются требования закона о защите прав потребителей. То есть, просрочил страховщик срок выплат или мало заплатил, по суду помимо спорной суммы можно взыскать еще и штраф за просрочку, и пени, и прочие неустойки. Эти положения хитрые юристы пытались распространять и на компенсационные выплаты. То есть те, которые производит Российский союз автостраховщиков, если страховая компания, которая должна была рассчитаться с пострадавшим, обанкротилась. В соответствии с этим законом положения закона о защите прав потребителей на отношения между страхователями и профессиональным объединением страховщиков по поводу осуществления компенсационных выплат не распространяются.

Также установлен претензионный порядок рассмотрения споров, касающихся компенсационных выплат. То есть сначала пострадавший должен обратиться с претензией в РСА, и только получив неудовлетворяющий его ответ, или вовсе не получив ответа, он может обращаться в суд.

Не обошлось в законе и без казусных норм. Так в нем прописано, что не допускается предъявление регрессного требования к виновному в ДТП пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему, а также к его родственникам и наследникам. Но вот беда, если пешеход попал под колеса автомобиля, это не страховой случай по ОСАГО. И по ОСАГО никто не заплатит водителю. Ведь у пешехода ОСАГО просто нет. А значит и регресс возникнуть не может. Эту норму необходимо было включить в закон об организации страхового дела в России, но никак не в закон об ОСАГО. А теперь это просто мертворожденная статья.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

ГИБДД и электронное ОСАГО

Количество оформленной в электронном виде «автогражданки» стремительно растет; представители РСА и Центробанка рапортуют о востребованности данного вида услуги. Но точно ли владельцу электронного полиса не грозят проблемы при контакте с сотрудниками ГИБДД?

К сожалению, хотя е-ОСАГО было введено ещё 1 июля 2015 года, случаи неправомерных штрафов за электронные договоры до сих пор встречаются. Как правило, страхователи распечатывают полученные файлы электронных полисов. Однако некоторые инспекторы ГИБДД при проверке документов не принимают соответствующую распечатку, строго следуя п.2.1.1 Правил дорожного движения. Действительно, данный пункт обязывает водителя иметь при себе и предъявлять полис «автогражданки» , которым данная распечатка формально не является. Некоторые из представителей полиции требуют поставить на ней «живую» печать, заверив её таким образом в офисе страховщика; другие пытаются найти на ней «электронную печать», неверно трактуя понятие «усиленная квалифицированная электронная подпись» (которой подписывается электронный полис).

Недоверие инспекторов к распечаткам без живой печати и подписи можно понять: в прошлом году с поддельными полисами по разным оценкам ездили до 10% автовладельцев.

К тому же, хотя электронное ОСАГО стало массово внедряться только пару месяцев назад, активизация мошеннических схем в этой области налицо. РСА предупреждает о появлении сайтов-клонов интернет-площадок известных страховых компаний, обещающих оформить е-ОСАГО – на деле, разумеется, просто обманывающих автолюбителей.

Е-полис: иметь или не иметь?

Возможные проблемы с ГИБДД, как одно из «неудобств» электронной «автогражданки», признают и в Центробанке. Кстати, еще в конце 2015 года вице-премьер И. Шувалов давал поручение внести изменения в Правила дорожного движения в части возможности даже не распечатывать электронный полис. Однако пока п. 2.1.1 остается в прежней редакции.

Учитывая обстоятельства, автовладельцам не помешает иметь представление о некоторых нормативных установках. В частности, п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО предусматривают возможность оформления полиса в электронном виде. При этом для е-ОСАГО нет отдельной формы полиса – разница только в серии документа (для электронных полисов сейчас используется серия ХХХ).

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Статья 32 Федерального закона об ОСАГО возлагает контроль за выполнением обязанности по страхованию автовладельцами своей ответственности на полицию. Также законом предусмотрено, что водитель должен иметь при себе полис ОСАГО или распечатку информации о заключении электронного договора. Именно информации. Таким образом, законодательно установлено, что водитель может предъявить сотруднику полиции как обычный бумажный полис, так и распечатанную информацию о е-ОСАГО. Понятно, что в этом случае инспектору ГИБДД важно иметь возможность проверить действительность страховки.

Внутренним письмом ГИБДД №13/12-у-4440 от 03.07.2015 г. во все подразделения были разосланы соответствующие разъяснения, предписывающие сотрудникам осуществлять проверку наличия полиса ОСАГО через специальный ресурс в сети ИМТС МВД России или через сайт РСА. Для этого инспекторам нужна лишь информация о государственном регистрационном знаке и VIN-номере транспортного средства. Данное письмо также поясняет, что если в системе есть сведения о заключении договора ОСАГО, то исключается привлечение водителя к ответственности за отсутствие при себе полиса (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Нормы есть, но есть пробел

Получается, что в нормативные документы по «автогражданке» необходимые изменения внесены. Имеется также внутреннее письмо ГИБДД, касающееся «виртуального» страхования. Однако ПДД пока допускает разность трактовок, что иногда приводит к неприятностям.

При возникновении проблем с полицией, связанных с электронным полисом, нелишне напомнить инспектору о нормах закона и вышеуказанном внутреннем распоряжении. А выписанный штраф за отсутствие полиса ОСАГО следует обжаловать – в этой ситуации автолюбитель будет иметь все шансы на успех. Вместе с тем, время на споры и обжалования никто не компенсирует. Поэтому пока «обычный», бумажный полис нередко пользуется бо́льшим доверием у страхователей.

голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии