Перерыв в ОСАГО последствия
Санкции страховщиков: чем грозит езда без ОСАГО?
В нашей стране нельзя пользоваться автомобилем без действительного полиса ОСАГО. Нарушение этого правила грозит денежным штрафом. Однако последствия окажутся гораздо серьёзнее, если водитель без действительного полиса ОСАГО спровоцирует ДТП. В такой ситуации страховщик применит к нарушителю жёсткие санкции.
Если при встрече с инспектором ГИБДД автовладелец вовсе не имеет полиса ОСАГО, придётся заплатить восемьсот рублей. В других случаях размер штрафа составляет пятьсот рублей. Водитель будет оштрафован на эту сумму:
- Если он не вписан в страховку с ограниченным числом водителей.
- Если полис имеется, но его нет при себе.
- Если нарушен период эксплуатации автомобиля.
Кроме того, в случае дорожного происшествия следует готовиться к возможным санкциям со стороны страховой компании. В зависимости от обстоятельств аварии страховщики или их профессиональный союз вправе применить довольно жёсткие меры. Итак, какие последствия ждут водителя, нарушившего порядок обязательного страхования?
Что будет со скидкой?
Размер коэффициента бонус-малус зависит исключительно от количества страховых событий по полису ОСАГО . То есть следует ждать увеличения Кбм, лишь если водитель спровоцировал аварию, а потерпевший получил выплату. В иных случаях этот коэффициент будет уменьшаться, то есть при переоформлении полиса автолюбитель получит скидку.
Таким образом, если у виновника дорожного происшествия нет действующего полиса ОСАГО, его Кбм не изменится.
При наличии действующего полиса страховщик всё равно обязан возместить ущерб, даже если водитель не вписан в страховку или нарушен период использования машины. Соответственно, это автоматически приведет к увеличению коэффициента бонус-малус.
Кстати, если автовладелец по каким-то причинам решил обойтись без автогражданки, информация о размере его Кбм будет актуальна лишь в течение года после окончания действия последнего полиса ОСАГО. Другими словами, при перерыве в страховании более 365 дней накопленная скидка аннулируется.
Коэффициент нарушений
Если водитель-виновник не был включен в полис либо нарушил период эксплуатации автомобиля, страховая компания получает основание для регрессного требования. То есть страховщик возместит ущерб, а затем потребует у виновника аварии компенсировать понесённые расходы.
При переоформлении полиса ОСАГО в отношении виновника применяется коэффициент нарушений. Сведения об основаниях для применения этого коэффициента заносятся в единую базу данных, потому у водителя практически нет шансов избежать увеличения ежегодного платежа за страховку.
Предельная величина страховой премии при применении коэффициента нарушений не может быть больше, чем пятикратный размер базового тарифа, помноженного на территориальный коэффициент.
Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен
Когда придётся вернуть деньги?
Если ответственность водителя застрахована, но он просто не взял с собой полис ОСАГО, страховая компания обязана урегулировать убыток в обычном режиме. Страховщик не сможет потребовать у виновника аварии компенсации понесённых расходов.
Если же водитель не оформил полис, ему предъявят регрессное требование, то есть попросят возместить расходы на выплату пострадавшим. Чтобы разобраться с тем, кто вправе предъявить водителю-виновнику такое требование, необходимо разделить случаи причинения вреда имуществу, жизни или здоровью других граждан на две категории:
- У водителя нет договора ОСАГО.
- У водителя есть действующий полис, но условия страхования были нарушены.
В первом случае при причинении вреда здоровью либо жизни выплата производится из компенсационного фонда РСА. После этого союз автостраховщиков потребует у виновника аварии вернуть денежную сумму, выплаченную потерпевшему.
А вот при повреждении имущества компенсационная выплата не производится. Как правило, имущественные споры после ДТП удаётся разрешить исключительно в судебном порядке.
Таким образом, при отсутствии полиса ОСАГО весь имущественный ущерб возмещает виновник аварии.
Во втором случае страховая компания обязана оплатить вред здоровью, жизни либо имуществу пострадавших в полном объёме. Затем страховая компания вправе предъявить регрессное требование виновнику происшествия. В частности, появляется основание для регресса:
- Если машиной управляло лицо, не включенное в список водителей.
- Если нарушен период использования машины.
- Если водитель скрылся с места аварии.
- Если на момент происшествия водитель был в состоянии опьянения.
Иначе говоря, в каждом из этих случаев страховщик производит выплату пострадавшим, а далее требует у водителя-виновника компенсации понесённых расходов. В конечном счете оплачивать восстановление здоровья и ремонт транспорта пострадавших придётся гражданину, спровоцировавшему дорожное происшествие.
Страховая компания вправе выдвинуть регрессное требование в течение трёх лет с даты урегулирования убытка по договору ОСАГО. Чаще всего имущественные претензии страховщика вызывают у виновника аварии недоумение, особенно когда это происходит через год или два после происшествия.
Однако право страховой компании на регресс закреплено законом , потому не получится оспорить его в судебном порядке. То есть у водителя-виновника, нарушившего условия страхования, нет никаких шансов в споре со страховщиком.
Помимо перечисленных случаев, страховая компания получает право на регресс, если клиент при оформлении электронного ОСАГО указал ошибочные данные, что привело к занижению платы за страховку.
10 вопросов про надбавки за аварийность в ОСАГО
С 1 апреля 2019 года правила присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) в ОСАГО изменились, причем к лучшему для водителя, но разобраться в них по-прежнему непросто. Отвечаем на самые сложные вопросы про систему скидок и надбавок за аварийность/безаварийность.
1. Как узнать свой КБМ и оспорить его значение, если не согласен?
Вы можете проверить свой коэффициент за безаварийную/аварийную езду на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), на сайте страховщика или финансового супермаркета, который предлагает услуги разных компаний и дает возможность сравнить цены (они зависят от выбранного компанией базового тарифа для данного региона). Необходимо ввести фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер водительских прав. На сайтах страховщиков или агрегатора вы можете сразу рассчитать стоимость полиса. Если цена подошла, на этой же странице вы можете оплатить полис и получить его по электронной почте в течение нескольких минут. Если вы не согласны (при переходе на единый КБМ могут быть сбои) с данными, можно обратиться в РСА, если там не удалось разрулить ситуацию, есть еще Банк России.
2. Могут ли отличаться значения КБМ у разных компаний?
При расчете стоимости сайт РСА и сайты страховщиков обращаются за вашими данными к одному источнику — автоматизированной информационной системе обязательного страхования автогражданской ответственности (АИС ОСАГО), созданной в соответствии со статьей 30 федерального закона «Об ОСАГО». Соответственно, значения коэффициента у всех компаний одинаковы.
3. Раньше КБМ устанавливался на момент заключения договора ОСАГО и мог меняться в течение года после каждого ДТП. Как теперь?
С 2019 года коэффициент «бонус-малус» присваивается каждому водителю раз в год 1 апреля, в течение года он пересматриваться не будет, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Допустим, после 1 апреля 2019 года, когда вам присвоили КБМ, вы стали виновником аварии, после чего решили продать машину. Затем через пару месяцев купили новое авто и хотите заключить новый договор ОСАГО.
Если вы придете в страховую компанию до 31 марта 2020 года, то случившееся ДТП «в зачет» не пойдет — при расчете стоимости полиса будет применен тот же коэффициент, что и 1 апреля 2019 года. А в момент присвоения нового КБМ (1 апреля 2020 года) будут учитываться все данные о выплатах по ОСАГО, зарегистрированные в АИС ОСАГО за год, даже если ваш страховщик внезапно ушел с рынка. Таким образом, если вы являлись виновником ДТП, лучше перезаключить договор чуть раньше окончания расчетного периода. Но не забывайте, что полис ОСАГО начинает действовать лишь через три дня после заключения договора, так что лучше позаботиться об этом заранее.
4. Я вожу мотоцикл и легковой автомобиль, будет ли у меня единый КБМ при оформлении ОСАГО на любой из этих видов транспорта?
Да, с 1 апреля 2019 года коэффициент «бонус-малус» один для всех видов транспорта, которыми вы управляете, включая грузовые автомобили и маршрутные такси.
5. Какую максимальную скидку я смогу получить за безаварийную езду? Какова максимальная надбавка за высокую аварийность?
За каждый год безаварийной езды, как и раньше, скидка увеличивается на 5%, максимально возможная экономия — 50% (коэффициент 0,5). Ее можно получить на десятый год безаварийной езды. Максимальный повышающий коэффициент — 2,45, его можно «заработать», если трижды (и больше) за год стать виновником ДТП.
6. Сохранится ли мое значение КБМ, если я поменял страховую или долго не страховался?
Раньше все скидки за безаварийную езду «сгорали» при перерыве в страховании более года — приходилось начинать копить скидки с нуля, точнее с единицы. Теперь КБМ не будет обнуляться, даже если вы не страхуетесь или если вписаны в мультиполис. При смене страховщика КБМ тоже не меняется. Раньше имела место практика, когда новый страховщик «не мог» найти ваш КБМ (то есть скидку) в базе. Если вы столкнулись с подобной хитростью, помогите агенту (и себе самому) — найдите свой КБМ на сайте РСА и покажите страховщику, чтобы он не мог отвертеться.
7. Какой у меня будет КБМ при покупке первого полиса страхования автогражданской ответственности?
Для людей, страхующих свою ответственность впервые, КБМ считается равным единице. Такой же КБМ присваивается лицам, данных о которых нет в АИС ОСАГО по какой-то иной причине. Например, если вы поменяли водительское удостоверение и не уведомили об этом своего страховщика — система просто вас не найдет.
8. Если я впишу в полис 18-летнего человека, у которого нет стажа, какой будет КБМ?
Для тех водителей, по которым нет данных в АИС ОСАГО (а до 18 лет их быть попросту не может), коэффициент аварийности равен единице. Надбавки за малые возраст и стаж учитываются другим коэффициентом. По КБМ вы получите единицу, так как выбирается максимальный коэффициент из всех, которые имеют вписанные в полис водители.
Три месяца ОСАГО живет по новым правилам: с расширенным тарифом и новым коэффициентом «возраст-стаж». А с 1 апреля по-новому начисляется «бонус-малус». Что стало с ценами и куда они двинутся дальше?
9. Могу ли я вписать в полис человека, который попадал в аварии (я — нет), без увеличения КБМ?
При расчете цены ОСАГО учитывается КБМ всех лиц, допущенных к управлению автомобилем, причем выбирается наибольший из имеющихся коэффициентов (см. выше). Если в течение нескольких лет вы не попадали в аварии и вам присвоен высокий класс по КБМ (всего их 15), вам невыгодно допускать к управлению «аварийных» водителей.
10. У меня полис без ограничения числа водителей, допущенных к управлению (мультиполис). Кому будет присваиваться повышенный КБМ, если автомобиль окажется участником аварии, но за рулем буду не я?
Раньше коэффициент рассчитывался исходя из данных владельца, а если данных за предыдущий период страхования в базе не было, то КБМ был равен единице. Причем раньше виновность в аварии влияла на КБМ владельца автомобиля, на которого оформлен полис с неограниченным числом допущенных к управлению лиц. Теперь все ДТП «пишутся» только на виновника, то есть в следующем периоде учитываются при расчете его КБМ. Это распространяется и на мультиполисы.
Как вернуть свой КБМ если был перерыв больше года?
Срок владения прав более 20 лет,более 5 лет подряд страховался без перерывов,аварийных ситуаций не было.И вот два года нигде не вписывался в страховку и не ездил за рулем(работы такой не было и не было необходимости).Вот взял себе авто и пошел в страховую.Там сказали-все скидки обнулились из-за большого перерыва,и всё вроде законно.Только вот какая статья и где этот закон?где прочитать про это обнуление?Получается даже за пьянку за рулем(из за запаха тоже) тоже грозит потеря КБМ из за лишения прав на полтора года?Варианты восстановить КБМ есть или уже
же лучше забыть про это?А ведь денег много работяги отдают страховым компаниям.Получается теперь за каждую царапину нужно идти в страховую и требовать свою 300 рублей убытка?
Скидка за безаварийность, а точнее — «скидка» за безубыточное страхование по осаго в течение года составляет 5% за каждый год безаварийной езды.
Если Вы накопили достаточно большую скидку (в вашем случае это уже 25% за 5 лет и более),
то Ваш КБМ (коэффициент бонус-малус) будет храниться в базе данных не более одного года с момента окончания срока действия последнего договора ОСАГО с Вашим участием.
К сожалению, спустя год данная скидка просто сгорает (как например скидочный талон в магазин), и Вам будет присвоен начальный 3 класс (КБМ=1) и эту скидку придется копить заново.
После окончания последнего вашего полиса ОСАГО вы не страховались больше года, соответственно это приравнивается, что вы не воспользовались накопленной скидкой.
Дело в том, что скидка по ОСАГО действует всего 1 год, а потом, если она не использовалась, она аннулируется.
Увы. на сегодня эта система пока плохо работает
и многие люди даже не догадываются, что переплачивают страховым компаниям большие суммы.
Но если вы готовы бороться и добиваться, то восстановить КБМ вполне возможно, поскольку ни в одном законе, даже в основном по ОСАГО нет такой фразы «Скидка аннулируется в течении следующего года в случае ее не использования».
Скорее всего такой срок просто приравнен к сроку действия полиса, и поскольку вы далее не страховались, ваши данные не обновились в базе.
Основной закон по ОСАГО и все, что с ним связано — это Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ (читайте в действующей редакции от 2016 года)
И конечно же, удачи Вам на дорогах!
по осаго существует закон и он на сайте его можно прочесть, а вот изменения по осаго и дополнительные правки страховые работники получают в виде приказов по компании.Например раньше скидка была привязана к машине много было рассуждений и центробанк изменил решение скидка привязана сейчас к правам водителя.Поэтому порой у человека 30 лет стажа и он удивлен что скидки нет.А когда он из одной компании в другую переходил,то скидка пропадала таким образом страховые мотивировали своих клиентов.А авария произошла и клиент сбегал в другую чтоб не платить повышающий тариф.Вот и потерян кбм.Чтоб это упорядочить и создана база РСА .А вот если человек год не был вписан его скидка сгорает. Сейчас это можно проверить самому по базе РСА,важно чтоб страховые сбрасыбали всю информацию в конце года на этот сайт,маленькие компании недавно образовавшиеся порой этого не делают.Самый большой класс это 13 ,т.е человек имеет 50% скидки к существующей премии по полису.А бонус вернуть можно самому заплатив сумму онлайн и указав старые права и новые. Срок исполнения от 3 до 10 дней.СМС все оповестят на ваш номер телефона.
Итак отпишусь.Ещё весной или ближе к лету от нечего делать искал информацию как восстановить свой КБМ и скидку в базе данных РСА.На одном из сайтов ввел данные водительского удостоверения,свой адрес вроде(про адрес точно не помню),свою электронную почту.И вот чудо,в конце лета захожу в инете на проверку своей скидки в базе данных и вижу что у меня максимальная скидка 0.5 и класс 13.
После этого пошел в страховую,там написал заявление и мне в течении 21 дня вернули переплату.
Также нахождил информацию где платно восстанавливают КБМ,вроде 500 если сразу платите и 1000 рублей после результата.Но я пробовал туда обратиться с оплатой после результат-мне на утро позвонили и сказали что у меня итак максимальная скидка.
Всем желаю удачи и терпения.
Часто бывает так, что вы приходите продлять полис или заключать новый в другой страховой компании, и тут выясняется что новая страховка дороже предыдущей, а должна быть дешевле, т.к. аварий у вас не было. Агент говорит, что он делает расчет по базе РСА, и там значение равно 1, т.е. ваши скидки куда-то пропали.
Дальше вы начинаете сами дома проверять в базе РСА свой КБМ.Как проверить КБМ в базе . Вот хорошая ссылка, но в принципе она не единственная. [https://kbm-osago.ru/proverka-kbm.html]
Учитывайте то, что КБМ у человека могут быть две разные скидки, это зависит от типа полиса. Полис с ограничениями значит вы водитель, полис без ограничений значит вы собственник.
По этой ссылке можно проверить оба варианта.
Итак, обнаруживается, что КБМ у вас опять равен 1, класс 3. То есть все потерялось. Причины могут быть разные, начиная от ошибок, сделанных последней вашей страховой компанией до смены вами паспорта или водительского удостоверения.
Итак, если у вас должна быть скидка, то путь только один: необходимо восстановить КБМ в базе РСА.
Вот ссылка на сервис по восстановлению https://kbm-osago.ru/vosstanovlenie-kbm.html
Заполняете эту форму, очень быстро на вашу электронную почту приходит подтверждение, что ваше заявление зафиксировано. И как они пишут, они восстановят КБМ на дату через 14 дней от даты заявления. Т.е. где-то в течение 10 дней. У меня КБМ восстановили через 3 дня, также на электронную почту пришло уведомление, проверили в базе, точно – восстановлено.
И сразу же пошли сделали страховку, даже до наступления этой даты (+14 дней).
Просто супер. Рекомендую всем, у кого есть такая проблема.
Перерыв в страховании ОСАГО
Каждый из автомобилистов, кто год из года оформляет ОСАГО, с особо ревностью всегда следит при оформлении полиса за своим коэффициентов бонус-малус. Именно этим значением характеризуется лояльность страховых компаний к конечной сумме, которую предстоит отдать страхователю за страховку. В итоге, на применении этого коэффициента можно неплохо сэкономить, мы скажем более, до половины суммы от самой первой страховки. Согласитесь довольно хороший бонус, с учетом того, что полисы ОСАГО нынче стоят несколько тысяч. А если еще учесть экономию не разовую, а каждый год, то и вовсе получается хорошо!
Однако, не смотря на всё наше желание пользоваться данным бонус-малус безвременно, у него все же есть свои ограничения. Здесь нас более всего интересуют ситуации не тогда, когда такой коэффициент обнуляется из-за ДТП, это само собой разумеющееся. Но бывают и вариации обнуления бонуса из-за временных рамок, то есть когда страхователь просто пропустил какое-то время, и бонус обнулился. Так какой же срок между последним полисом и последующим допустим, дабы наш КБМ сохранился? На этот вопрос мы и ответим в этой статье!
Через сколько обнуляется КБМ по ОСАГО
Как вы это не назовите, хоть время обнуления или время действия, да хоть время давности по КБМ, все равно все не то, ведь наименование у этого срока как такого нет. Упоминаем о таком сроке скромно прописано в Указании Банка России от 19 сентября 2014 г.
ОСАГО и категория С
N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.
Да, да речь идет о классах, а классы и определяют тот самый коэффициент. Классы делятся от 1 до 13, что соответствует значению коэффициента от 2,45 до 0,5. 2, 45 это в случае если без аварий вы ездить не можете, 1 класс если все в первый раз, то есть первый раз водитель вписан в ОСАГО и 0,5 если на протяжении 11 лет водитель ездил без аварий! Но мы собственно не о том хотели сказать. Здесь главное, на что следует обратить внимание, на этот самый один год. То есть если у вас есть предыдущее ОСАГО, то оно вполне может еще пригодиться, для восстановления и продолжения полиса КБМ, а если такому полису более года, то грош ему цена! При таком стечение обстоятельств коэффициент обнулится. Можно сказать, что водитель должен иметь непрерывный стаж вождения, с перерывом не более года, чтобы КБМ сохранялся и условия по нему пролонгировались.
Как сохранить КБМ если водитель не будет ездить более года
Жизненные ситуации порой не оставляют нам шансов на то, что бы мы хотели, относительно того, что получается. Стаж может прерваться из-за банальных ситуаций: командировка, болезнь, отсутствие ТС для передвижения и даже лишение водительских прав. Можно ли в этом случае сохранить КБМ по ОСАГО?
Что относительно случаев не предусматривающих каких-либо нарушений с вашей стороны закона, то есть болезнь, командировка или отсутствие машины, то здесь однозначно нужно и можно сохранить КБМ, тем более при «хорошем» коэффициенте. Так как страховка оформляется от 3 месяцев и более, а договор при этом составляется на год, то проще всего будет как раз оплатить эти три месяца, даже если вы не будете пользоваться машиной. В итоге у вас появиться страховка еще на год и через год вы сможете сохранить КБМ исходя из наличия подобного полиса. Если учесть что коэффициент не только сохраниться, но и уменьшиться, то это может быть вполне выгодным.
На счет лишенцев водительских прав мы не можем утверждать, так как нет подобного опыта, но попробовать нечто подобное вполне можно. То есть просто во время периода лишения попробовать продлить страховку с минимальными сроками для вождения.
Подводя итог
Самое важное и нужное, что мы считаем можно почерпнуть из этой статьи, так это то, что коэффициент «бонус-малус» может сохранить своему владельцу не одну тысячу рублей, а значит его сохранение вполне оправданная задача для любого автолюбителя. И здесь главное помнить о двух вещах. Во-первых, при перерыве оформления ОСАГО в качестве водителя, вы потеряете коэффициент на скидку. Во-вторых, если даже вам некуда не надо или вы не можете ездить в течение года, то имеет смысл оформить ОСАГО с минимальными сроками, чтобы в будущем снова сэкономить на КБМ.
Видео по теме
В нашей стране нельзя пользоваться автомобилем без действительного полиса ОСАГО. Нарушение этого правила грозит денежным штрафом. Однако последствия окажутся гораздо серьёзнее, если водитель без действительного полиса ОСАГО спровоцирует ДТП. В такой ситуации страховщик применит к нарушителю жёсткие санкции.
Если при встрече с инспектором ГИБДД автовладелец вовсе не имеет полиса ОСАГО, придётся заплатить восемьсот рублей. В других случаях размер штрафа составляет пятьсот рублей. Водитель будет оштрафован на эту сумму:
- Если он не вписан в страховку с ограниченным числом водителей.
- Если полис имеется, но его нет при себе.
- Если нарушен период эксплуатации автомобиля.
Кроме того, в случае дорожного происшествия следует готовиться к возможным санкциям со стороны страховой компании. В зависимости от обстоятельств аварии страховщики или их профессиональный союз вправе применить довольно жёсткие меры. Итак, какие последствия ждут водителя, нарушившего порядок обязательного страхования?
Что будет со скидкой?
Размер коэффициента бонус-малус зависит исключительно от количества страховых событий по полису ОСАГО. То есть следует ждать увеличения Кбм, лишь если водитель спровоцировал аварию, а потерпевший получил выплату.
Как восстановить скидку ОСАГО (КБМ)?
В иных случаях этот коэффициент будет уменьшаться, то есть при переоформлении полиса автолюбитель получит скидку.
При наличии действующего полиса страховщик всё равно обязан возместить ущерб, даже если водитель не вписан в страховку или нарушен период использования машины. Соответственно, это автоматически приведет к увеличению коэффициента бонус-малус.
Кстати, если автовладелец по каким-то причинам решил обойтись без «автогражданки», информация о размере его Кбм будет актуальна лишь в течение года после окончания действия последнего полиса ОСАГО. Другими словами, при перерыве в страховании более 365 дней накопленная скидка аннулируется.
Коэффициент нарушений
Если водитель-виновник не был включен в полис либо нарушил период эксплуатации автомобиля, страховая компания получает основание для регрессного требования. То есть страховщик возместит ущерб, а затем потребует у виновника аварии компенсировать понесённые расходы.
При переоформлении полиса ОСАГО в отношении виновника применяется коэффициент нарушений. Сведения об основаниях для применения этого коэффициента заносятся в единую базу данных, потому у водителя практически нет шансов избежать увеличения ежегодного платежа за страховку.
Предельная величина страховой премии при применении коэффициента нарушений не может быть больше, чем пятикратный размер базового тарифа, помноженного на территориальный коэффициент.
Когда придётся вернуть деньги?
Если ответственность водителя застрахована, но он просто не взял с собой полис ОСАГО, страховая компания обязана урегулировать убыток в обычном режиме. Страховщик не сможет потребовать у виновника аварии компенсации понесённых расходов.
Если же водитель не оформил полис, ему предъявят регрессное требование, то есть попросят возместить расходы на выплату пострадавшим. Чтобы разобраться с тем, кто вправе предъявить водителю-виновнику такое требование, необходимо разделить случаи причинения вреда имуществу, жизни или здоровью других граждан на две категории:
- У водителя нет договора ОСАГО.
- У водителя есть действующий полис, но условия страхования были нарушены.
В первом случае при причинении вреда здоровью либо жизни выплата производится из компенсационного фонда РСА. После этого союз автостраховщиков потребует у виновника аварии вернуть денежную сумму, выплаченную потерпевшему.
А вот при повреждении имущества компенсационная выплата не производится. Как правило, имущественные споры после ДТП удаётся разрешить исключительно в судебном порядке.
Во втором случае страховщик обязан оплатить вред здоровью, жизни либо имуществу пострадавших в полном объёме. Затем страховая компания вправе предъявить регрессное требование виновнику происшествия. В частности, появляется основание для регресса:
- Если машиной управляло лицо, не включенное в список водителей.
- Если нарушен период использования машины.
- Если водитель скрылся с места аварии.
- Если на момент происшествия водитель был в состоянии опьянения.
Иначе говоря, в каждом из этих случаев страховщик производит выплату пострадавшим, а далее требует у водителя-виновника компенсации понесённых расходов. В конечном счете оплачивать восстановление здоровья и ремонт транспорта пострадавших придётся гражданину, спровоцировавшему дорожное происшествие.
Страховая компания вправе выдвинуть регрессное требование в течение трёх лет с даты урегулирования убытка по договору ОСАГО. Чаще всего имущественные претензии страховщика вызывают у виновника аварии недоумение, особенно когда это происходит через год или два после происшествия.
Однако право страховой компании на регресс закреплено законом , потому не получится оспорить его в судебном порядке. То есть у водителя-виновника, нарушившего условия страхования, нет никаких шансов в споре со страховщиком.
Помимо перечисленных случаев, страховая компания получает право на регресс, если клиент при оформлении электронного ОСАГО указал ошибочные данные, что привело к занижению платы за страховку.
Таким образом, если у виновника дорожного происшествия нет действующего полиса ОСАГО, его Кбм не изменится.
Таким образом, при отсутствии полиса ОСАГО весь имущественный ущерб возмещает виновник аварии.
КБМ Осаго обнуление, если не было страховки год, то полис теряется
По КБМ ОСАГО обнуление считается самой распространённой причиной, из-за которой цена страхового полиса возрастает в разы без непонятных на то причин. Добросовестные автомобилисты не понимают, почему их «автогражданка» подорожала, а те, кто нарушал правил радуются данному факту.
Часто при оформлении страхового полиса в офисе малоизвестной компании во время записи данных страхователей допускаются ошибки, из-за чего КБМ в ОСАГО снижается до начального класса. Сделано ли это намеренно или по случайности сказать трудно, поэтому страхуясь на новый период не забывайте, что желательна проверка полиса на его подлинность, а также проверка накопленных скидок за безаварийное вождение за страховой период.
Что надо знать о коэффициенте бонус-малус
Не все автовладельцы знают, как посчитать ОСАГО обязательное страхователем и почему одни платят больше, а другие меньше. Расчет размера премии «автогражданки» сегодня производится на основе базовой ставки и поправочных коэффициентов. Одним из таких переменных влияющих на сумму премии для полиса автогражданской ответственности ОСАГО является коэффициент бонус-малус (КБМ).
Данный показатель стимулирует застрахованных автовладельцев к аккуратной езде, а для страховщиков – это возможность нивелирования расходов на выплаты за ущерб. Плюс для страховой фирмы заключается в том, что выплаты компании сократятся, а если страхователь часто попадает в автотранспортные происшествия, то это дополнительное поступление денег в бюджет.
Дело в том, что этот коэффициент способен увеличить цену полиса автострахования в несколько раз, а это дополнительные средства для страховщика, которые он может направить на возмещение убытков.
Естественно, автовладельцу неприятно, когда сгорает КБМ, ведь из-за этого сумма которую предстоит заплатить за новый срок защиты становится больше. Зачастую такие ситуации происходят по техническим ошибкам в данных хранящихся в РСА.
В этом случае сначала нужно обратиться в СК и узнать истинную причину обнуления. Иногда при продлении полиса ОСАГО, КБМ сгорает из-за того, что страхователь попал в автокатастрофу, но и обычная опечатка при внесении информации об автомобилисте может стать этому причиной.
Когда применяется КБМ
Если вы впервые в этом году приобрели полис «автогражданки» , то с момента начала действия договора вы не стали обладателем скидок или регрессов по отношению к стоимости автострахования. При перерыве в страховке, КБМ также не сможет повлиять на цену вашего полиса, так как он обнуляется.
Так, возникает вопрос, когда бонус-малус применим к полису атострахования. Как известно, показатели, влияющие на стоимость полиса, рассчитываются, исходя из сведений самого водителя и его автотранспортного средства.
То есть, на размер премии при покупке «автогражданки» оказывает влияние водительский стаж, технические характеристики автомобиля и другие данные прописанные в законе. На эти показатели водитель своим вождением повилять не может. Единственное, что взаимосвязано со стоимостью полиса и самим автовладельцем это коэффициент бонус-малус.
Если шофер проявляет аккуратность за рулем, соблюдает правила и в течение страхования не числится виновником дорожно-транспортных происшествий, то СК будет поощрять подобное поведение и уменьшит значение КБМ таким образом, чтобы на следующий страховой период стоимость полиса стала дешевле на 5%.
В противоположной ситуации, когда страхователь систематически нарушает правила ПДД и становится убыточным клиентом для компании, та увеличивает цену полиса, чтобы с одной стороны наказать нарушителя, а с другой стороны защитить себя впоследствии от больших расходов на возмещение вреда.
Но иногда цена полиса меняется даже, если не было ДТП, нет аварий, КБМ стал меньше по классу и возрос коэффициент. То в каких случаях теряются скидки по ОСАГО для многих автовладельцев остается загадкой, хотя вся информация должна быть доступна на сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
Почему КБМ стал 1
Если вы уже не первый год защищаете свою ответственность водителя и поняли, что цена полиса стала больше без обоснованных причин, то вам надо обратиться в страховую компанию за разъяснением обстоятельств, повлекших эти изменения.
Если коэффициент КБМ вернулся к стандартному классу вождения, значит, что величина КБМ изменена. Если произошло обнуление, на это есть правовые основания. КБМ присваивается водителям и зависит от аккуратности вождения.
Автовладельцы могут рассчитывать на повышение стоимости полиса и его снижение. За это как раз и отвечает КБМ, который действует на официальном уровне. В зависимости от количества аварий коэффициент бонус-малус может повыситься.
КБМ обнуляется, это происходит вне зависимости от опыта и истории вождения. Автовладелец обязан платить стандартную стоимость полиса без права на скидку. Существует пятнадцать классов страхования, из которых минимальным является М, а максимальным является тринадцатый.
Водитель должен учитывать, что КБМ действует 365 дней. Если он обратится за ОСАГО по истечению срока, то коэффициент не будет учтен и стоимость останется стандартной. Каждый автовладелец должен знать о том, что такая возможность обнуления прописана в страховом законодательстве.
Несомненно, основной причиной по которой обнулился КБМ – это наличие зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий, в которых страхователь выступал виновником. То есть, в этих случаях бонус равный единице соответствующий 3 классу стал таковым на законных основаниях.
Другое дело, если потеря КБМ связана с другими обстоятельствами, т.е. автовладелец не участвовал в ДТП, а если и был факт происшествия, то он был в нем потерпевшей стороной. Вообще, снова получить 3 класс могут только те лица, которые имеют накопленные скидки.
Так, значение КБМ равное единице станет таковым, если водители с 13, 12, 11 и 10 классом станут дважды виновными в ДТП. Также, если водители с 6 классом единожды за год попадут в транспортное происшествие, то они потеряю свою 15% скидку. Но, если вы водили аккуратно, за весь страховой год не было перерывов и других манипуляций, а КБМ стал 1, то необходимо его проверить.
Как узнать и проверить свой КБМ
Часто при покупке полиса у агентов на дому, страхователям не удается узнать сколько КБМ ему причитается. Чтобы избежать каких-либо недоразумений существует онлайн расчет премии за «автогражданку» и возможность проверить свой КБМ дистанционно. Мы уже говорили ранее, что перерыв в страховании ОСАГО может стать причиной обнуления бонус-малуса, данная информация должна проверяться через единую базу РСА.
Если же вы покупаете или продлеваете полис дистанционно, то вы можете сверить данные самостоятельно, без необходимости посещения офиса страховщика. Чтобы узнать размер своего бонуса, а также проследить его динамику на сайте РСА существует специальная опция проверки КБМ. При этом можно использовать онлайн калькулятор Осаго >>
Данная процедура потребует лишь водительские удостоверения и паспорта автовладельцев и немного времени на заполнение требуемых форм. Но учтите, если владелец автомобиля не будет страховать 1 год свою ответственность, то скидки обнулятся и бессмысленно проверять их наличие даже через единую базу.
Когда обнуляется КБМ по ОСАГО
Мы уже говорили, что если не обновлять страховку ежегодно, то скидка через год сгорает и автовладелец будет оплачивать полис на «стандартных» начальных условиях, при которых бонус «нейтрален» по отношению к стоимости. Проверяя КБМ по базе Российского Союза Автостраховщиков (РСА), вы сможете увидеть информацию, а точнее причину, по которой пропала скидка по ОСАГО или КБМ не найден. Зачастую, она указывается когда «имеются страховые возмещения».
Если же подобной информации не найдено, то бонус может обнулиться по следующим причинам:
- Вы давно не страховались, а точнее прошло больше года с момента последней покупки полиса «автогражданки».
- Вы вписали другого водителя в свой полис, не меняя последний на неограниченный.
- Вы сменили страховую фирму, а предыдущая не внесла ваши данные.
- Человеческий фактор, когда страховой агент или сам водитель допустил ошибку в написании сведений о страхователе.
- Страхователь сменил водительское удостоверение, сведения о котором не передал страховщику.
- Данные по номеру автомобиля не соответствуют, так как страхователь приобрел другое авто.
Перерыв в страховании
Мы уже говорили ранее, что у автомобилиста КБМ теряются, если он не страховался год и даже больше. То есть, бессмысленно писать заявление в страховую, так как бонус рассчитывается исключительно на один страховой период, который равен году.
Следовательно, обнуление произошло на законных основаниях. Если человек не страховался больше года, по причине продажи авто или просто нарушал закон не покупая полис ОСАГО, то скидка будет начисляться по-новому, начиная с момента вступления купленного бланка «автогражданки» в силу.
Случилось ДТП
Автокатастрофа, в которой страхователь стал виновником это самая распространенная причина, по которой сбрасывается КБМ и стоимость бланка автострахования становится больше.
Не стоит забывать, что наличие страховых возмещений за период защиты может не просто обнулить коэффициент бонус-малус, а сделать его больше, таким образом увеличивая размер премии за автострахование в 2-3 раза.
Замена прав или авто
Как известно, полис обязательного автострахования оформляется на водителя транспортного средства и защищает он исключительно ответственность, а не имущество. Но сведения о самой машине обязательно заносятся в бланк страхования. Следовательно, при смене автомобиля КБМ изменяется, поскольку сам полис станет недействительным.
Аналогичная ситуация происходит и при смене водительского удостоверения, так как сведения о водителе, указанные в бланке будут неактуальными. Чтобы не допустить исчезновения КБМ нужно своевременно оповещать страховщика о вносимых изменениях в документах, как самого автовладельца, так и его транспорта.
Как восстановить
Если перечисленные выше случаи не причина, по которой у вас обнулились скидки на полис, значит нужно направляться с жалобой на КБМ по ОСАГО к своему страховщику. Чтобы ваша проблема была рассмотрена в кратчайшие сроки соберите необходимые документы. Одними из таких документов будут данные взятые на сайте РСА о предыдущих полисах.
Помните, что восстановить КБМ после перерыва больше года невозможно, так как бонус за просроченную страховку обнуляется на законных основаниях. В остальных случаях подобную ситуацию необходимо решать со страховщиком, а если тот не реагирует на ваше заявление, то решение разногласий возможно только через суд.
Перерыв в ОСАГО последствия
Войти
Часто задаваемые вопросы по ОСАГО
Несмотря на то, что ОСАГО существует уже довольно долго, вопросы на эту тему продолжают задавать. Большей частью вопросы небольшие и не требуют отдельного поста. Поэтому сегодня я постараюсь ответить на часто задаваемые вопросы. В качестве основы был взят пост в блоге kaa_smit размещенный 3 года назад.
1. Что такое ОСАГО? Для чего нужно и от чего защищает?
ОСАГО — это Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. С помощью данного полиса Вы страхуете свою гражданскую ответственность по обстоятельствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автотранспортного средства на территории РФ. В случае, если Вы станете виновником ДТП, Вам не придется возмещать ущерб потерпевшему из своего кармана, это сделает страховая компания, в которой Вы оформили ОСАГО. Соответственно, будучи потерпевшим в ДТП, Вы получите возмещение ущерба со страховой компании виновника.
2. Что такое КБм?
КБм (Класс бонус-малус) — это коэффициент безаварийной езды, влияющий на стоимость ОСАГО. При страховании впервые водителю присваивается КБм = 1 (3 класс). За каждый год без аварий по вине данного водителя КБм уменьшается на 0,05 (класс увеличивется на 1). Сейчас вся информация о водителях и их КБм берется из общей базы страховщиков — АИС КБм.
3. Сгорает ли КБм при перерыве в страховании?
Нет, не сгорает. Для его подтверждения берется информация из АИС КБМ. Подтверждением КБм также может служить справка от предыдущей страховой компании с указанием действующего коэффициента.
4. КБм действует только на один автомобиль?
Нет, КБм относится к водителю. При покупке нового автомобиля КБм сохраняется.
5. Допускается ли факсимильная подпись на полисе и квитанции?
Нет. Подробнее можно прочитать в нашем блоге .
6. Какие документы должны выдаваться страховой компанией или страховым агентом при оформлении ОСАГО?
Страховой полис, квитанция об оплате, Правила ОСАГО, 2 бланка Извещения о ДТП, перечень представительств страховщика в всех субъектах РФ.
7. Что делать при утере полиса ОСАГО?
При утере полиса ОСАГО Вы можете обратиться в страховую компанию, выдавшую полис, и получить дубликат. Он выдается бесплатно.
8. Нужно ли менять полис, если в период его действия поменялось водительское удостоверение?
Не обязательно. В новом водительском удостоверении всегда указывается номер предыдущего (который и указан в полисе ОСАГО). При желании Вы можете внести изменения в договор ОСАГО, Вам будет выдан новый полис бесплатно.
9. Нужно ли менять полис, если в период его действия поменялись регистрационные документы на автомобиль?
Да, Вам нужно обратиться в страховую компанию, выдавшую полис, и получить новый полис взамен предыдущего с измененными данными. Он выдается бесплатно.
10. Могу ли я вписать водителя в действующий полис ОСАГО?
Да, можете. Вам нужно обратиться в страховую компанию, выдавшую полис, и получить новый полис взамен предыдущего с измененными данными по водителям. При необходимости страховая компания попросит доплаты страховой премии (если у нового водителя КБб больше или отличается коэффициент возраста и стажа).
11. Нужно ли возить с собой в автомобиле диагностическую карту?
12. Получу ли я страховую выплату, если у меня нет диагностической карты?
Да. Предъявление диагностической карты для получения страхового возмещения не требуется.
Правилами ОСАГО предусмотрен срок передачи извещения о ДТП в течение 15 дней. Однако нарушение этого срока никаких последствий не влечет. Т.о. обратиться за выплатой по ОСАГО можно в пределах срока исковой давности, т.е. в течение 3 лет со дня ДТП.
Однако, лучше заявлять убыток как только получите справки ГИБДД — при большом временном промежутке между ДТП и осмотром автомобиля могут возникнуть неприятные формулировки в акте осмотра — про коррозию, про невозможность установления размера ущерба и т.д.
14. Подлежит ли возмещению УТС (утрата товарной стоимости) по ОСАГО?
15. Что такое УТС и сколько составляет?
УТС (утрата товарной стоимости) — это для автомобилей иностранного производства до 5 лет эксплуатации и 100 000 км пробега, отечественного — 3 и 50 соответственно (под отечественными автомобилями подразумеваются автомобили отечественных марок — ВАЗ, ГАЗ).
Тем он больше, чем:
— моложе автомобиль
— больше кузовных элементов ремонтируется
16. Виновник ДТП был нетрезв. Будет ли выплата?
17. Виновник не был вписан в полис ОСАГО. Будет ли выплата?
18. Виновник имел просроченный полис. Будет ли выплата?
В полисе ОСАГО есть два срока: срок действия договора (всегда год кроме транзитных страховок) и период использования ТС (от 3 до 12 месяцев).
Если нарушен срок действия — нет, выплаты не будет.
Если нарушен период — да, выплата будет.
19. Виновник скрылся с места ДТП, но был найден. Будет ли выплата?
20. Виновник был нетрезв, не был вписан в полис, скрылся с места ДТП и был найден. Будет ли выплата?
Как ни странно — да.
21. Виновник скрылся с места ДТП и не был найден. Куда обращаться за выплатой?
Если причинен вред жизни и здоровью (нервные клетки не в счет) — в РСА (Российский союз Автостраховщиков).
Если только имуществу — никуда.
22. Потерпевший не вписан в полис ОСАГО / не имеет полис ОСАГО / был нетрезв. Будет ли выплата?
Да, если у виновника ДТП есть действующий полис ОСАГО.
23. Куда мне обращаться за выплатой — в свою страховую компанию или компанию виновника ДТП?
Вы имеете право обратиться как в свою страховую компанию, так и в страховую компанию виновника ДТП (только в однй из них!). Для того, чтобы обратиться в свою страховую компанию по прямому возмещению убытков (ПВУ) должны быть выполнены следующие условия:
— в ДТП участвовало только 2 ТС;
— в результате ДТП не причинен вред жизни и здоровью;
— у обоих участников ДТП есть действующие полисы ОСАГО.
24. Страховая компания виновника ДТП — банкрот или уже не существует. Куда обращаться за выплатой?
На основании п.2 ст.18 Закона об ОСАГО вы можете требовать компенсации в РСА.
25. Будет ли выплата по ОСАГО, если я врезался в столб/дерево/забор и т.д.?
Столбу — да. Вам — нет.
Это не шутки ради, у каждого столба есть хозяин. Бывали примеры, когда по ОСАГО и за сбитого лося производились выплаты.
26. Сколько можно еще ездить после окончания действия полиса?
Нисколько. «Льготные» 30 дней были отменены еще в марте 2008г.
27. Застрахован по Каско с франшизой. В ДТП виноват второй участник. Могу ли получить выплату в размере франшизы по ОСАГО?
28. Как происходят выплаты при обоюдной вине?
Для начала — в природе именно «обоюдная вина» встречается крайне редко. Часто ею называют т.н. «недоказанность», т.е. когда оба ехали на зеленый, например.
Если действительно ГИБДД обоих водителей привлекло к ответственности, то возможны два варианта:
1) СК выплатит 50% причиненного ущерба;
2) СК пошлет в суд определять степени вины каждого участника. Суд скажет — 50/50 (ибо нет методик расчета степеней вины).
29. Как считается износ?
Есть формулы, там учитывается многое — и объективное (класс автомобиля, и пробег, и возраст) и субъективная оценка общего состояния авто.
В среднем по больнице — 8% за каждый год (для легкового автомобиля не-такси, не убитого)
30. Какая максимальная величина износа?
31. Какие наказания предусмотрены за управление ТС без ОСАГО?
Есть три разных наказания:
ст. 12.3 ч. 2: Управление ТС водителем, не имеющим при себе талона о прохождении государственного технического осмотра, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов — предупреждение или штраф 500 руб.
ст. 12.37 ч. 1: Управление ТС в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС, а равно управление ТС с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим ТС только указанными в данном страховом полисе водителями — штраф 500 руб.
ст. 12.37 ч. 2: Неисполнение владельцем ТС установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление ТС, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует — штраф 800 руб.
32. Можно ездить на автомобиле, если не вписан в полис ОСАГО?
Нет, Вы не можете управлять автомобилем, т.к. Ваша ответственность не застрахована. Если же Вы будете управлять автомобилем, не внося изменений в договор страхования, то будете привлечены к административной ответственности. А в случае дорожно-транспортного происшествия по Вашей вине, после выплаты страхового возмещения, Ваша страховая компания будет вправе обратиться к Вам с регрессным требованием.
33. Должен ли виновник ДТП присутствовать вместе с потерпевшим при подаче документов о страховом случае?
Если Извещение о ДТП оформлено надлежащим образом, то присутствие виновника в страховой компании при подаче заявления потерпевшим не требуется. Однако страховая компания вправе потребовать от виновника предъявить автомобиль для сверки повреждений и дачи объяснений.
34. Можно ли самостоятельно пройти независимую экспертизу для выплаты по ОСАГО?
Да, можно. Согласно условиям договора ОСАГО, если страховая компания в течение 5 рабочих дней не организовала осмотр и независимую экспертизу ТС, то потерпевший имеет право самостоятельно организовать оценку ущерба и предъявить заключение эксперта в данную страховую компанию.
35. Законно ли требование страховой компании об оформлении дополнительных страховых продуктов при покупке полиса ОСАГО?
Нет, незаконно. Вы можете подать жалобу в УФАС России, Управление Роспотребнадзора либо в Прокуратуру при навязывании дополнительных страховок при заключении договора ОСАГО.
Какие еще вопросы желательно занести в этот глоссарий?