Электронный полис ОСАГО законодательство

Электронный полис ОСАГО законодательство

Оформили электронный полис ОСАГО – что показывать и как предъявлять инспектору ГИБДД?

  1. Нельзя предъявлять файл с телефона или вообще ничего не передать для проверки ГИБДД.
  2. Единственный правильный по закону вариант – показать распечатанный электронный полис ОСАГО.
  3. При этом, неважно, чёрно-белая это будет распечатка или цветная, также размер не обязательно должен быть A4.
  4. А вот штрафа за непредъявление нет – так указал Верховный суд РФ.

Проблема в 2019 году заключается в том, что действующая редакция ПДД обязывает водителя передать сотруднику ДПС, помимо СТС и водительских прав, страховой полис. Но как быть, если вы оформили электронное ОСАГО, как его правильно предъявлять инспектору ГИБДД? Можно ли показать файл с телефона? Нужно ли распечатать? Или же в таком случае ничего не нужно передавать для проверки? Всё это давайте выясним!

Как сотрудники ГИБДД проверяют полис в 2019 году?

Всё очень просто. Действующий пункт 2.1.1 обязывает вас передать для проверки (именно передать – в руки, а не просто показать):

  • водительское удостоверение,
  • свидетельство о регистрации,
  • полис ОСАГО.

Если с первыми 2 пунктами всё предельно понятно – хотя, по новым законам вот-вот уже грядут электронные права, а вслед за ними IT формат может приобрести и СТС, то с электронной страховкой – не очень.

Многие водители предполагают различные варианты законного выполнения этого пункта Правил:

  • показать инспектору ДПС фотографию электронного ОСАГО,
  • предъявить распечатанный файл,
  • ничего не показывать, ведь полис электронный!

Но не все автолюбители из указанных пунктов правы. Более того, нередко на разного рода форумах вы найдёте неверную информацию о том, что можно показать электронный договор прямо с экрана телефона.

К слову, в 2019 году практически у любого сотрудника ГИБДД на дороге есть доступ к электронной базе данных страховых договоров РСА (Российского союза автостраховщиков). И он (сотрудник) может проверить наличие страховки по этой базе.

Как предъявить электронный ОСАГО?

Значит ли выделенное выше, что и правда в случае электронного полиса инспектору ДПС ничего показывать не нужно?

Нет. Вот мы добрались до самого главного! Несмотря на возможность сотрудника проверить наличие страховки онлайн прямо на дороге, это не отменяет обязанности водителя выполнить пункт 2.1.1 ПДД, который чётко предписывает иметь при себе и по требованию полицейского передать для проверки документ.

На самом деле, никаких недоработок в законодательстве в 2019 году нет. Данный пункт в угоду электронных полисов ОСАГО изменился в конце 2018 года, и на сегодняшний день его действующая редакция выглядит следующим образом:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • .
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

И вот теперь становится понятно, что показывать инспектору при покупке ОСАГО в электронном виде нужно распечатку полиса на бумаге.

Как правильно распечатать для предъявления?

Обратите внимание, что следует различать электронный полис, который пришёл вам на почту, от просто данных о заключении договора. Некоторые страховые компании при оформлении е-ОСАГО присылают несколько писем на электронную почту, и только в одном из них тот файл, который необходимо распечатать.

Настоящий электронный договор ОСАГО прописан на официальном бланке, в самом верху прописана его серия, которая должна начинаться с букв «XXX». А в самом низу его должна быть информация об электронной подписи страховщика, которой обязательно заверяются все такие страховки, купленные онлайн.

Цветной или чёрно-белый?

Вообще, вам на почту придёт чёрно-белый формат электронной страховки, поэтому вопрос должен отпасть сам собой. Но формально вы можете распечатать в любом цвете – главное, чтобы полис был читабельным для сотрудника полиции.

В каком размере?

Обязательно ли распечатывать полис в электронном виде в формате A4, как бумажный бланк? Вовсе нет. Законодательство 2019 года прямо не требует соблюдения размерности файла.

Но опять же, если полис будет не читаемым для инспектора ДПС, то он может посчитать, что фактически вы ему ничего не предъявили для проверки, так как идентифицировать, что это электронная страховка, что она принадлежит именно вам и оформлена на ваш автомобиль, будет невозможно.

На практике же формат A6 (размерами как свидетельство о регистрации) может быть приемлемым для разборчивости надписей на страховке, но это зависит от того, как чётко будут пропечатаны символы и в целом насколько чёткий файл вам прислала страховая компания.

Формат водительских прав будет очень мелким и неразборчивым и такой размер показывать инспектору нежелательно.

Какой штраф, если ничего не дать или показать с экрана телефона?

Многие инспекторы ДПС ранее выписывали штраф за неисполнение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения по статье 12.3, части 2 КоАП в размере 500 рублей за отсутствие с собой страховки у водителя.

Данная санкция предусматривает также предупреждение, но оно выносится очень редко.

Но с таким положением дел не согласился Верховный суд России, который в июне 2019 года вынес Постановление Пленума, в котором указал, что отсутствие с собой распечатки полиса не влечёт за собой состав для штрафа.

Если страховой полис был оформлен в виде электронного документа, непредъявление его водителем уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ.

Таким образом, хотя, обязанность возить с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД для проверки электорнный ОСАГО есть, штрафа за это по закону нет.

Что за база, в которой проверяют ГИБДД?

Как мы уже указали выше, это единая база данных страховых договоров РСА. У вас тоже есть к ней доступ по серии и номеру полиса. И один раз в год желательно проверять его на действительность на фоне размножающихся в последние годы мошенников в сфере страхования, продающих «липовые» страховки, в том числе электронные.

  1. Для проверки перейдите на официальный сайт РСА в сервис просмотра договоров страхования.
  2. Выберите серию вашего полиса (все электронные ОСАГО имеют серию «XXX»).
  3. Введите номер полиса (он прописан сразу после серии).
  4. Пройдите проверку на роботов и кликните по кнопке «Поиск».

В результате вы получите таблицу с одной строкой с данными о вашем договоре страхования. В строке «Статус» должно быть прописано «находится у страхователя».

Если же статус страховки значится как «находится у страховщика» или данных вовсе не найдено, то возможны 3 варианта:

  • вы ввели неверные данные номера полиса – перепроверьте их,
  • вы купили электронное ОСАГО несколько дней назад, и данные в базе ещё не обновились – проверьте немного позже,
  • ваш полис поддельный, обратитесь туда, где покупали страховку, с претензией.

Закон об электронном полисе ОСАГО

Закон о электронном страховом полисе ОСАГО как таковой не принимался, законодатели в 2015 году приняли лишь поправки в уже действующий закон ФЗ №40 «Об ОСАГО», как его принято называть в народе. Именно благодаря этим поправкам и появилось такое нововведение, как электронная страховка. Некоторые страховые компании вторили новым веяниям и добровольно ввели услугу онлайн-оформления, остальные же проигнорировали возможность дистанционного оформления по разным причинам. Однако уже в январе 2017 вступили в силу еще одни поправки – что же интересного они привнесли?

Читать еще:  Законность электронного полиса ОСАГО

Что сказано в законе

Использование действующих электронных полисов ОСАГО все прочнее входит в обычную жизнь, а основу этому положили еще в 2015 году, полностью регламентировав процедуру его оформления.

Все данные, которые используются при получении документа, основываются на информации, полученной в единой базе РСА, включая о заключаемых ранее страховках, произошедших ДТП и выплатах по ним, КБМ, водителе и его ТС.

Заявление оформляется прямо на сайте автостраховщика и заверяется простой электронной подписью, согласно п. 7. ст. 15. Если обратиться к ФЗ №63 от 2011 года «Об электронной подписи» под данным термином принято понимать комбинации из пароля и логина к личному кабинету, которые подтверждают, что заявление прислано именно этим лицом. Если же оформляется страховка на автомобиль юридического лица, то требуется усиленная электронная подпись.

Полис, согласно этому же пункту 7., заключается на основании тех же сведений, которые предоставляются обычно приобретателем при получении бумажного полиса. Направляется е-ОСАГО сразу после безналичной либо наличной оплаты, причем не позднее 1 рабочего дня, прошедшего после оплаты. Вместе с этим сотрудник фирмы обязательно вносит информацию в базу РСА.

Действия по переоформлению электронного полиса тоже предусмотрены в законе. Для того чтобы внести или изменить определенные данные, нужно будет все так же онлайн послать страховщику заявление с просьбой о внесении изменений в документ. При необходимости (например, когда требуется вписать еще одно лицо) производится доплата по установленным тарифам. В течение 2 дней компания должна либо предоставить полис с внесенными в него изменениями, либо уведомить гражданина, что переоформление невозможно в силу каких-либо причин.

Новые поправки

Начинает работать новый закон об обязательном автостраховании, а причиной тому послужили поправки, которые были внесены ФЗ №214 еще в июне прошлого года. Самая важная из них – это введение обязательного (именно так!) электронного ОСАГО. То есть теперь абсолютно каждая страховая фирма, обладающая лицензией, обязана по закону предоставлять возможность оформления полиса при помощи интернета. Об этом должно быть соответствующее уведомление на сайте страховщика. Обязанность эта прописана в п. 7.2 ст. 15 закона «Об ОСАГО».

С начала 2017 года в силу вступают и указания ЦБ РФ, которые тоже касаются е-ОСАГО. Они сокращают вероятность небольшого мошенничества со стороны компаний, предоставляющих услуги по автострахованию. Дело в том, что многие владельцы ТС заметили, что фирмы используют различные технические уловки (длительные тех. работы и т. д.), чтобы не предоставлять услуги удаленного оформления полиса. Теперь все технические работы должны проводиться ночью, причем за сутки на сайте обязательно должно появиться соответствующее уведомление, а перерывы в работе портала не должны превышать 30 минут за сутки.

Если же вследствие технических проблем нельзя будет получить страховку, автовладельцу будет предложено перейти на сайт другой компании.

Кому откажут в выдаче е-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО получить может любой желающий, но закон, как водится, предусматривает и перечень лиц, которые лишены возможности его получения. Сюда входят:

  1. Владельцы новых транспортных средств, купленных из салона. Если у машины не было собственников ранее и она не стояла на учете, то получить страховку дистанционно не получится.
  2. Если водитель, только недавно получивший водительские права, начнет оформление онлайн-полиса, то получит отказ. Все дело в том, что никаких данных о лице в базе РСА нет, следовательно, и проверить их подлинность не удастся.

В перечисленных выше случаях существует только один путь – посетить страховую фирму лично и приобрести ОСАГО самому, представив необходимые документы. А уже на будущий год, когда действие документа закончится и нужно будет его продлевать, получится сделать это через интернет.

Отказ в заключении договора обязательного автострахования получат так же лица, предоставившие сведения, которые не соответствуют действительности или искажены намеренно. Не предназначен этот тип страховки для владельцев автомобилей, зарегистрированных в иностранном государстве и временно находящихся в России, поскольку о таких лицах данных в базе нет. А это значит, что в подобном случае оформление возможно только после личного посещения.

Вопросы по е-ОСАГО

Несмотря на то, что возможность получения ОСАГО в электронном виде была введена еще в 2015 году, до сих пор по этому поводу возникает множество вопросов, а касаются они в основном того, как именно действует такая страховка и легитимна ли она.

Сразу стоит сказать, что никаких отличий электронное ОСАГО от бумажного не имеет, даже цена остается такой же. Действовать она начинает сразу с момента получения страхователем. Экземпляр бумаги высылается на указанную почту, но и в личном кабинете на сайте страховщика он продолжает храниться. Если бумажный полис привычнее, то всегда можно заказать его по почте, оплатив расходы на пересылку, и спустя несколько дней бланк строгой отчетности прибудет по указанному адресу.

Еще один важный вопрос – что показывать инспектору ГИБДД, когда он остановит транспорт для проверки документов. В п. 7.2 ст. 15 сказано, что полученный электронным способом документ приравнивается к бумажному документу. А это значит, что его можно просто распечатать, чтобы предъявлять как при проверке документов, так и при регистрационных действиях в МРЭО. Дело в том, что теперь подразделения ГАИ и инспекторы обладают выделенным каналом для проверки подлинности ОСАГО в базе РСА, поэтому и наличие бланка строгой отчетности не является обязательным фактом.

Бумажный и электронный полисы ОСАГО уравняли

Это новшество вводится поправками в закон об ОСАГО, которые подписал президент Владимир Путин. Напомним, что до сих пор регресс страховщики могли предъявлять только нетрезвым водителям. А если виновник в ДТП отказался проходить медосвидетельствование, страховая компания просто возмещала за него причиненный ущерб. Да, такой водитель лишался прав, платил штраф 30 тысяч рублей. Но за чужой поврежденный автомобиль он не расплачивался. Теперь ситуация изменится. В публикуемом сегодня законе четко прописано, что регресс предъявляется, если водитель не выполнил требования инспектора о прохождении медосвидетельствования, либо употребил алкоголь или наркотики в нарушение правил дорожного движения после ДТП.

Таким образом, закрыта еще одна лазейка для нетрезвых водителей, которые, пользуясь дырами в законе, смягчают свою ответственность. Теперь, если водитель отказался от медосвидетельствования, страховая компания возместит за него ущерб пострадавшим, но потом потребует возместить ей эти траты.

Также закон уравнивает в статусе бумажные и электронные полисы. По сути, это нормативно закрепляет возможность возить с собой копию электронного полиса, распечатанного на принтере на обычной бумаге, а не на бланке строгой отчетности с кучей защит.

Такой порядок действовал и до сих пор. Просто он не был закреплен законом. Если инспектор дорожно-патрульной захочет проверить наличие полиса, ему достаточно будет предъявить такую распечатку, в которой есть и номер полиса, и название страховой компании. Этой информации достаточно, чтобы проверить полис по базе данных ОСАГО. Кроме того, исключается порядок двойного учета полисов, то есть, когда для бумажных и для электронных полисов были свои базы данных. Получалось, что номера полисов могли дублироваться. Законом устанавливается единый учет. Каждый полис, каким бы он ни был — электронным или бумажным — получит свой уникальный порядковый номер.

Читать еще:  Сколько водителей можно вписать в полис ОСАГО?

Еще одна новация, которая вносится в закон об ОСАГО, это снятие запрета на перестрахование рисков по обязательному страхованию. До сих пор это был единственный вид имущественного страхования, риски по которому не передавались в перестрахование. Снятие такого ограничения связано, со значительным увеличением за годы действия ОСАГО объемов собираемых страховщиками страховых премий. С 26 миллиардов рублей в 2003 году до 234 миллиардов в 2016 году, а также увеличением размера средней выплаты и ростом активов страховщиков. Впрочем, на простых автомобилистах это никак не скажется. Лишь повысятся гарантии выплаты.

Другая новость не всем придется по вкусу. Напомним, что у нас на страховщиков по части выплат за ущерб распространяются требования закона о защите прав потребителей. То есть, просрочил страховщик срок выплат или мало заплатил, по суду помимо спорной суммы можно взыскать еще и штраф за просрочку, и пени, и прочие неустойки. Эти положения хитрые юристы пытались распространять и на компенсационные выплаты. То есть те, которые производит Российский союз автостраховщиков, если страховая компания, которая должна была рассчитаться с пострадавшим, обанкротилась. В соответствии с этим законом положения закона о защите прав потребителей на отношения между страхователями и профессиональным объединением страховщиков по поводу осуществления компенсационных выплат не распространяются.

Также установлен претензионный порядок рассмотрения споров, касающихся компенсационных выплат. То есть сначала пострадавший должен обратиться с претензией в РСА, и только получив неудовлетворяющий его ответ, или вовсе не получив ответа, он может обращаться в суд.

Не обошлось в законе и без казусных норм. Так в нем прописано, что не допускается предъявление регрессного требования к виновному в ДТП пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему, а также к его родственникам и наследникам. Но вот беда, если пешеход попал под колеса автомобиля, это не страховой случай по ОСАГО. И по ОСАГО никто не заплатит водителю. Ведь у пешехода ОСАГО просто нет. А значит и регресс возникнуть не может. Эту норму необходимо было включить в закон об организации страхового дела в России, но никак не в закон об ОСАГО. А теперь это просто мертворожденная статья.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Текст закона об электронном ОСАГО

Текст Закона об электронном ОСАГО №40-ФЗ «Об ОСАГО» с учетом правок, которые внесены законопроектом №o 191229-6. Цитирование только тех поправок которые коснулись Оформление ОСАГО через интернет Все поправки, касающиеся ОСАГО онлайн, начнут действовать с 1 января 2017 года. Итак:

Пункт 1.1. дополнен вторым абзацем, который разрешает продажу электронного ОСАГО через Интернет в виде документа:

Договор обязательного страхования может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса обязательного страхования в виде электронного документа в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Правилами

В ГИБДД и прочих регистрирущих органах достаточно будет показать распечатку страховки из Интернета (п 1.3.):

При совершении в отношении транспортного средства регистрационных действий исполнение обязанности его владельца по страхованию своей гражданской ответственности подтверждается путем предъявления сотруднику регистрирующего органа страхового полиса обязательного страхования или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа.

Новый пункт 1.11 подробно описывает, что такое «электронный документ» (электронный полис) и какова процедура его оформления:

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа.

В этом случае страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

Заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме может подписываться простой электронной подписью страхователя (комментарий автора: под простой электронной подписью понимается «комбинация из логина и пароля которая подтверждает, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом»; на практике применяется регистрация на сайте страховой компании и получение логина-пароля. физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя — юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон «Об электронной подписи»).

Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика в сети «Интернет»

Для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе.

Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа при выявлении несоответствия сведений, представленных страхователем, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

В течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика (при оплате страховой премии наличными денежными средствами), а в случае уплаты в безналичном порядке — не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии, страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона «Об электронной подписи», направляется страхователю.

В случае, если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее не были отражены в полисе обязательного страхования и не требуют их отражения в полисе обязательного страхования, страхователю в сроки, предусмотренные настоящим абзацем направляется электронное уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона «Об электронной подписи», об учете страховщиком измененных сведений.

В случае, если сведения , об изменении которых заявляет страхователь, не соответствуют сведениям, отраженным в информационных системах и (или) базах данных соответствующих государственных органов , страховщик в срок не позднее двух рабочих дней с даты получения им заявления об изменении сведений, направляет страхователю уведомление о невозможности переоформления полиса обязательного страхования в электронном виде.

Вот собственно и всё! Вот эти три пункта закона так кардинально должны поменять (надеюсь, упростить!) жизнь простого автолюбителя. Более подробно все тонкие вопросы описаны в подзаконных актах и прочих «прилагающихся» документов, их я буду публиковать по мере появления информации.

Госдума приняла закон о равном статусе бумажного и электронного полиса ОСАГО

МОСКВА, 17 апреля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, отменяющий запрет на перестрахование в ОСАГО, уравнивающий статус бумажного и электронного полисов «автогражданки» и вводящий возможность электронного оформления европротокола. Закон был инициирован правительством РФ.

Документ вводит единый подход к заключению договора ОСАГО на бумажном носителе и в виде электронного документа, после чего станет необязательным предъявление на дорогах бумажной распечатки полиса ОСАГО. Проверить наличие договора ОСАГО станет возможно любыми иными способами, в том числе с мобильного устройства, через обращение к информационной базе данных.

Страховой полис может быть представлен для проверки сотрудниками полиции на бумажном носителе, а в случае заключения электронного договора — в виде электронного документа или его распечатки, следует из текста закона.

Читать еще:  Что дешевле КАСКО или ОСАГО?

Документ также предусматривает исключение двойного учета полисов в системах и отчетности страховщиков и присвоение уникальных порядковых номеров полисам каждого страховщика.

Электронный европротокол

Закон предусматривает возможность заполнения водителями в электронном виде извещения о дорожно-транспортном происшествии (ДТП), оформленного без участия сотрудников полиции — европротокола.

Предполагается, что извещение о ДТП может быть составлено с использованием данных с единого портала госуслуг по форме, установленной Банком России. Ранее Российский союз автостраховщиков сообщал, что эксперимент по оформлению ДТП с помощью электронного европротокола через мобильное приложение стартует 1 сентября.

Кроме того, закон предполагает, что ненаправление виновником ДТП своего экземпляра европротокола не будет основанием для регрессного требования к виновнику. Сейчас, если виновник ДТП не направляет свой экземпляр европротокола страховщику, компания может предъявить ему требование о возмещении вреда.

Отмена запрета на перестрахование

Законом также отменяется запрет на перестрахование в ОСАГО. При этом перестрахование рисков ОСАГО будет правом, а не обязанностью страховщика.

Сейчас ОСАГО остается единственным видом имущественного страхования, который не предусматривается к передаче в перестрахование, отмечали ранее в Минфине.

Уточнение порядка компенсационных выплат

Документ также запрещает предъявлять регрессные требования по ОСАГО к пешеходам, получившим травмы в результате ДТП, а также к наследникам и родственникам погибших пешеходов, и в целом уточняет порядок компенсационных выплат по ОСАГО (когда фонд Российского союза автостраховщиков платит по обязательствам ушедших с рынка компаний).

Кроме того, законом предусмотрено реформирование «зеленой карты», которое позволит иностранным гражданам покупать полисы в электронном виде, а таможне — проверять их наличие.

При проведении независимой технической экспертизы транспортного средства экспертами-техниками будут признаваться исключительно прошедшие профессиональную аттестацию и внесенные в госреестр экспертов-техников физические лица. Профессиональную аттестацию и ее аннулирование осуществляет межведомственная аттестационная комиссия, создаваемая Минтрансом России.

Закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Электронный полис защитит от «липовых» страховщиков

Председатель Госдумы Вячеслав Володин ранее отмечал, что инициатива носит комплексный характер и позволит облегчить жизнь водителям. «Это нововведение упростит автомобилистам жизнь, — уверен он. — Больше не нужно будет возить полис с собой, достаточно знать его номер. К тому же электронный полис ОСАГО — не только требование современной жизни, но и защита от «липовых» страховщиков».

Кроме того, сотрудники таможни смогут проверять наличие ОСАГО либо международной страховки у въезжающих в Россию на своих автомобилях иностранцев. «Взыскать с незастрахованного виновника аварии без российского гражданства компенсацию ущерба в ДТП очень сложно, — сообщил Володин. — Эта норма особенно актуальна в отношении граждан сопредельных с Россией стран, с которыми у нас упрощенный порядок пересечения границы».

Спикер Госдумы коснулся также норм закона, меняющих правила компенсации страховыми компаниями своих расходов на возмещение ущерба водителям, которые пострадали в спровоцированных пешеходами ДТП. «Сегодня поступает много жалоб от родственников погибших пешеходов на требования страховых компаний компенсировать им расходы на ремонт автомобилей. Несправедливо, когда с людей, потерявших близкого человека, требуют оплаты ремонта машины, ставшей причиной трагедии», — отметил он.

ГИБДД и электронное ОСАГО

Количество оформленной в электронном виде «автогражданки» стремительно растет; представители РСА и Центробанка рапортуют о востребованности данного вида услуги. Но точно ли владельцу электронного полиса не грозят проблемы при контакте с сотрудниками ГИБДД?

К сожалению, хотя е-ОСАГО было введено ещё 1 июля 2015 года, случаи неправомерных штрафов за электронные договоры до сих пор встречаются. Как правило, страхователи распечатывают полученные файлы электронных полисов. Однако некоторые инспекторы ГИБДД при проверке документов не принимают соответствующую распечатку, строго следуя п.2.1.1 Правил дорожного движения. Действительно, данный пункт обязывает водителя иметь при себе и предъявлять полис «автогражданки» , которым данная распечатка формально не является. Некоторые из представителей полиции требуют поставить на ней «живую» печать, заверив её таким образом в офисе страховщика; другие пытаются найти на ней «электронную печать», неверно трактуя понятие «усиленная квалифицированная электронная подпись» (которой подписывается электронный полис).

Недоверие инспекторов к распечаткам без живой печати и подписи можно понять: в прошлом году с поддельными полисами по разным оценкам ездили до 10% автовладельцев.

К тому же, хотя электронное ОСАГО стало массово внедряться только пару месяцев назад, активизация мошеннических схем в этой области налицо. РСА предупреждает о появлении сайтов-клонов интернет-площадок известных страховых компаний, обещающих оформить е-ОСАГО – на деле, разумеется, просто обманывающих автолюбителей.

Е-полис: иметь или не иметь?

Возможные проблемы с ГИБДД, как одно из «неудобств» электронной «автогражданки», признают и в Центробанке. Кстати, еще в конце 2015 года вице-премьер И. Шувалов давал поручение внести изменения в Правила дорожного движения в части возможности даже не распечатывать электронный полис. Однако пока п. 2.1.1 остается в прежней редакции.

Учитывая обстоятельства, автовладельцам не помешает иметь представление о некоторых нормативных установках. В частности, п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО предусматривают возможность оформления полиса в электронном виде. При этом для е-ОСАГО нет отдельной формы полиса – разница только в серии документа (для электронных полисов сейчас используется серия ХХХ).

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Статья 32 Федерального закона об ОСАГО возлагает контроль за выполнением обязанности по страхованию автовладельцами своей ответственности на полицию. Также законом предусмотрено, что водитель должен иметь при себе полис ОСАГО или распечатку информации о заключении электронного договора. Именно информации. Таким образом, законодательно установлено, что водитель может предъявить сотруднику полиции как обычный бумажный полис, так и распечатанную информацию о е-ОСАГО. Понятно, что в этом случае инспектору ГИБДД важно иметь возможность проверить действительность страховки.

Внутренним письмом ГИБДД №13/12-у-4440 от 03.07.2015 г. во все подразделения были разосланы соответствующие разъяснения, предписывающие сотрудникам осуществлять проверку наличия полиса ОСАГО через специальный ресурс в сети ИМТС МВД России или через сайт РСА. Для этого инспекторам нужна лишь информация о государственном регистрационном знаке и VIN-номере транспортного средства. Данное письмо также поясняет, что если в системе есть сведения о заключении договора ОСАГО, то исключается привлечение водителя к ответственности за отсутствие при себе полиса (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Нормы есть, но есть пробел

Получается, что в нормативные документы по «автогражданке» необходимые изменения внесены. Имеется также внутреннее письмо ГИБДД, касающееся «виртуального» страхования. Однако ПДД пока допускает разность трактовок, что иногда приводит к неприятностям.

При возникновении проблем с полицией, связанных с электронным полисом, нелишне напомнить инспектору о нормах закона и вышеуказанном внутреннем распоряжении. А выписанный штраф за отсутствие полиса ОСАГО следует обжаловать – в этой ситуации автолюбитель будет иметь все шансы на успех. Вместе с тем, время на споры и обжалования никто не компенсирует. Поэтому пока «обычный», бумажный полис нередко пользуется бо́льшим доверием у страхователей.

голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии