Должен ли виновник ДТП возмещать ущерб
Возмещение материального ущерба при ДТП с виновника
Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Возмещение материального ущерба при ДТП с виновника
Как бы ни хотели виновники аварии тратить свои средства, но по закону они обязаны возместить материальный ущерб при ДТП.
Пострадавшие в аварии иногда не имеют представления о том, как действовать в ситуации, когда нужно добиться от виновника аварии выплаты компенсации за нанесение материального вреда.
В данной статье мы расскажем о том, какие действия предпринимаются для возмещения материального ущерба, как пишется исковое заявление в суд.
Возмещение материального ущерба при ДТП
Для того, чтобы обратиться в суд необходимо иметь на руках документы, выданные страховой компанией, досудебную претензию и другие бумаги, имеющие прямое отношение к ДТП.
Обращение в суд можно назвать крайней мерой, предпринимаемой потерпевшими в попытке получить возмещение материального ущерба при ДТП.
К обращению в суд и самому судебному разбирательству следует относиться со всей серьезностью и ответственностью, так как это последний реальный путь получения компенсации от страховой компании или виновника аварии.
Чтобы не ошибиться и быть уверенным в том, что все получится, обратитесь за помощью к квалифицированному юристу.
Когда вы решили обратиться в суд, особое внимание уделите составлению искового заявления в суд. Этот документ имеет форму установленного образца, поэтому никакое свободное изложения требований не допустимо.
В суде могут не принять ваше заявление, ссылаясь на то, что в нем есть ошибки или недостоверные факты.
Подавая заявление в суд, вы становитесь истцом. Ответчиком могут быть как сам виновник аварии, так и страховая компания.
Дело по ДТП рассматривает как мировой, так и районный суд.
Разница только в размере иска. Если иск не выше 50 тысяч рублей – обращайтесь в мировой суд. Если сумма выше 50 тысяч – в районный суд.
Иногда рассмотрев заявление, судья может предложить мирный досудебный путь решения проблемы. Хотя в российском законодательстве процедура примирения сторон в данном случае не является обязательной.
В каких случаях виновный может быть освобожден от ответственности?
Согласно российскому законодательству, участник ДТП, который признан виновным, может не возмещать материальный ущерб в следующих случаях:
- Авария, и соответственно повреждения автомобиля потерпевшего, произошли по причине действия непреодолимой силы или вследствие преднамеренных действий потерпевшего;
- В момент аварии ТС находилось в угоне или было украдено.
Также суд может принять во внимание тот факт, что потерпевший, не нарушая ПДД, действовал так, что спровоцировал нарушение правил виновником аварии. Именно поэтому виновника могут освободить от выплат. Вынося подобное решение, суд может опираться на доказательства и личное мнение по данному поводу.
Иск о взыскании материального ущерба при ДТП с виновника
Чтобы правильно составить иск ознакомьтесь с правилами его составления (ст. 131 ГК РФ).
В документе обязательными являются такие пункты:
- личные данные истца и ответчика;
- информация о дорожно-транспортном происшествии;
- ответы страховой компании или виновника аварии на требование возместить ущерб;
- акт о проведении независимой экспертизы, чеки, квитанции об оплате услуг;
- непосредственная просьба о взыскании разницы денежных средств. Информация по размеру компенсации должна подтверждаться точными расчетами;
- список документов, прилагаемых к иску.
Документы, которые вы прилагаете к исковому заявлению в суд, должны подаваться в виде оригиналов и ксерокопий.
Заявление может быть составлено от руки или набрано на компьютере. Под всей информацией ставиться подпись заявителя и дата составления документа.
Кроме всех перечисленных выше документов, иск должен сопровождаться квитанцией об оплате госпошлины. В случае положительного для истца исхода дела, госпошлина будет взыскана с ответчика.
Если виновником аварии стал водитель, управлявший служебным автомобилем и находившийся в этот момент на службе, подавать иск лучше к работодателю этого водителя. Он является юридическим лицом, и получить от него компенсацию будет проще.
Дата на заявлении и дата его приема в суд должна быть одна и та же.
На рассмотрение искового заявления отводится 5 дней. Далее суд уведомляет заявителя о времени первого судебного заседания, или предупреждает о том, что в возбуждении дела ему отказано.
Получить отказ можно только в том случае, когда заявление составлено с ошибками или в пакете документов не хватает важных бумаг.
Срок давности по исковым заявлениям о возмещении ущерба при ДТП составляет 3 года.
Действия потерпевшего после решения суда
Если суд вынес решение в вашу пользу, в течение 10 дней вам пришлют Исполнительный лист о взыскании материального ущерба с виновника аварии.
Далее этот лист передайте судебным приставам по месту жительства. В Службе судебных приставов напишите заявление о возбуждении исполнительного производства.
Далее ожидайте от виновника аварии необходимых выплат. В том случае, если ответчиком в суде являлся страховщик, выплаты производятся в соответствии с установленным сроком.
В течение двух месяцев после вступления в силу Постановления суда, истец должен получить соответствующие выплаты. Эта касается страховых компаний.
К сожалению, выплат от виновника аварии, даже при наличии Постановления суда, можно ждать годами. Если он имеет низкий доход, то выплаты производятся частями.
В данном случае лично вы ничего изменить не сможете, все зависит только от доходов виновника, его желания быстрее расквитаться с долгами и работы судебных приставов.
Когда виновник ДТП возмещает материальный ущерб
Страховая компания, заключая договор страхования ОСАГО с автовладельцем, берет на себя обязанность в случае ДТП и наступления страхового случая возместить ущерб при аварии.
Сумма возмещения ущерба, в соответствии со ст. 7 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 г., может быть только в тех пределах, которые лимитированы данной статьей:
- если в результате потерпевший получил увечья, телесные повреждения, или наступила смерть, сумма выплат составит до 500 тысяч рублей включительно;
- выплаты по возмещению материального ущерба не могут превышать 400 тысяч рублей.
Тот факт, что в аварии есть несколько потерпевших, не говорит о том, что кто-то из них останется без компенсации.
К сожалению, нередки случаи, когда страховые компании отказывают своим клиентам в возмещении ущерба.
Что делать, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО?
О взыскании морального вреда с виновника ДТП, читайте тут.
Серди основных причин можно назвать следующие:
- водитель – виновник в момент аварии находился в состоянии алкогольного опьянения;
- водитель не имел право управлять автомобилем, так как у него нет водительского удостоверения;
- в момент аварии владелец авто не имел страхового полиса ОСАГО;
- авария произошла в период, который не предусмотрен договором ОСАГО;
- страховая компания потеряла свою лицензию.
Но стоит отметить, что ни одна из выше приведенных причин не может быть законным основанием отказа в возмещении ущерба.
Если говорить о первых двух причинах, то здесь страховщик обязан выплатить компенсацию, позже он может взыскать с виновника аварии затраченные средства, то есть применить процедуру регресса.
В том случае, когда у виновника в момент оформления происшествия не обнаружится страхового полиса, данные о его наличии можно установить довольного легко.
Страховая компания объявила себя банкротом или у нее изъяли лицензию – это не повод расстраиваться. По закону возместить ущерб потерпевшему должен Российский союз автостраховщиков.
Виновник аварии самостоятельно возмещает ущерб пострадавшему в аварии в следующих случаях:
- если страхового лимита недостаточно для восстановления автомобиля;
- автомобиль потерпевшего был поврежден не в момент его движения, а в то время, когда он находился на парковке или автостоянке;
- если есть необходимость взыскания морального ущерба, так как в результате аварии пострадали люди (были нанесены телесные повреждения или потерпевший умер);
- когда автовладелец не оформил вовремя договор страхования ОСАГО.
Если за рулем автомобиля в момент аварии находился не его собственник, а другой водитель, признанный виновным в произошедшем происшествии, возмещать ущерб будет владелец автомобиля.
Правила определения размера выплат при ДТП
После аварии пострадавшему приходится восстанавливать автомобиль или другое личное имущество. Для этого понадобятся определенные средства.
Как рассчитывается размер выплат при ДТП?
В общую сумму выплат входят:
- стоимость деталей, поврежденных при аварии. При определении размера выплат учитывается цена на новые запчасти без учета износа;
- стоимость ремонта, работы по замене деталей;
- оплата услуг независимых экспертов;
- оплата работы юристов, госпошлина при подаче искового заявления;
- учитывается потеря товарной стоимости машины. Этот показатель равен разнице между стоимостью ТС на рынке до того, как оно попало в ДТП и после.
Утрата товарной стоимости обычно подлежит взысканию только для отдельных категорий автомобилей. К ней относятся машины иностранного производства, возрастом до 5 лет, российские автомобили, возрастом не старше 3 лет. При этом износ отечественных авто не может быть более 40 %.
Виновник ДТП сам оплачивает ущерб
Истребование материальной компенсации ущерба, причиненного столкновением на дороге, — процедура не из приятных. Однако уделить ее осуществлению должное внимание все же не помешает, поскольку от правильности и оперативности действий, выполненных непосредственно после происшествия, как правило, зависит, будут ли покрыты убытка, нанесенные нарушителем ПДД, и в каком объеме.
В статье представлена информация о порядке взыскании ущерба, а также случаях, когда компенсация происходит за счет виновной стороны. Помимо этого, вы сможете получить исчерпывающие сведения о том, что подлежит компенсации, и какие требования можно предъявить ответчику во время рассмотрения дела в суде.
Случаи возмещения ущерба при ДТП виновником
Практика показывает, что в большинстве случаев убыток взыскивается с виновника при таких обстоятельствах:
- стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму, выплата которой предусмотрена договором. Чтобы определить размер выплаты, необходимо заказать проведение независимой экспертизы, причем сделать это желательно непосредственно после наезда. Вывод аналитика является законным основанием для истребования разницы с ответчика по иску. Скажем, если страховая сумма равна 160 тысячам рублей, а величина ущерба – 200 тысячам, обязательства по компенсации недостающих 40 тысяч ложатся на плечи стороны, совершившей правонарушение;
- гражданская ответственность участника не застрахована или же срок действия полиса на момент столкновения истек. Также основанием для истребования убытков является наличие у нарушителя нелегальной страховки;
- число лиц, пострадавших от правонарушения, более двух. Как правило, в таких случаях сумма полиса не покрывает полностью расходов, понесенных вследствие аварии, поэтому для восстановления ТС требуются дополнительные финансовые ресурсы. Правом на истребование недостающих денег обладает каждый участник ДТП, автомобиль которого был поврежден в результате данного события;
- повреждение машины или ее детали/деталей произошло во время пребывания авто в недвижимом состоянии. К примеру, если виновник происшествия некорректно открыл дверь своего авто, и таким образом повредил авто, находящееся рядом, он обязан оплатить ремонт. Примеров столкновений подобного рода достаточно много, их особенностью является тот факт, что причиненные таким способом убытки не подлежат компенсации со стороны страховщика. Единственный вариант покрыть ущерб – истребовать необходимые для ремонта деньги с нарушителя. Как показывает практика, достаточно часто участникам ДТП удается договориться о возмещении вреда полюбовно. Если во время решения вопроса возникают разногласия, сумма компенсации явно завышена или вторая сторона отказывается производить оплату, тогда без судебного разбирательства не обойтись;
- договором страхования не предусмотрено возмещение расходов, связанных с моральными переживаниями, поэтому это осуществляется за счет виновной стороны;
- лицо, нарушившее ПДД, вследствие чего произошло столкновение, обязано компенсировать вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших людей, если страховая сумма полностью не покрыла расходов на восстановление здоровья или погребение.
Компенсации каких расходов можно требовать при ДТП с виновной стороны
Лицо, пострадавшее после аварии, имеет право требовать покрытия:
- растрат с учетом износа автодеталей;
- финансовых ресурсов, потраченных на оплату восстановительного ремонта;
- расходов, произведенных в связи с транспортировкой машины на станцию техобслуживания после ДТП и ее хранением;
- нравственных переживаний;
- денег, потраченных на восстановление здоровья или на погребение, если имело место ДТП с пострадавшими;
- товарной стоимости ТС, утраченной в результате аварии. Данное возмещение происходит, если можно точно рассчитать утраченную стоимость;
- заработной платы, неполученной вследствие временной утраты пострадавшим лицом трудоспособности;
- средств, потраченных на прохождение пострадавшим лицом курса реабилитации;
- дополнительных расходов, в частности на почтовые переводы, консультацию автоюриста, услуги независимого эксперта и прочие выплаты. Вместе с этим в случае удовлетворения судом исковых требований, ответчик обязан возместить средства, потраченные на оплату госпошлины и услуг автоюриста, составившего исковое заявление;
- расходов, понесенных в связи с утратой кормильца.
Дополнительная информация! Основанием для истребования возмещения ущерба являются как письменные, так и иные допустимые и относимые средства доказывания, имеющие отношение к делу. К примеру, чтобы требовать покрытия независимой экспертизы, необходимо представить документы, подтверждающие ее оплату и проведение.
Как возместить реальный ущерб после ДТП, способы реализации процедуры
Существует несколько способов добиться возмещения ущерба:
- попробовать договориться с виновником аварии о добровольном покрытии убытков;
- предъявить претензию в письменной форме;
- обратиться в суд, подав соответствующее заявление. К последнему способу прибегают в крайнем случае, когда договориться мирным путем не получилось. Хотя, как показывает судебная практика, случаи обращения в суд с пропуском претензионного этапа и этапа мирных переговоров также имеют место. Относительно обращения в судебные органы законодатель не установил никаких ограничений.
Пакет документов для взыскания ущерба с виновника ДТП через суд
- заявление, содержащее исковые требования;
- результаты независимой экспертизы;
- протокол ДТП, а также соответствующее постановление;
- документ, включающий информацию относительно суммы ущерба и порядке ее исчисления.
В случае удовлетворения иска, все расходы, понесенные истцом перед обращением в суд, также как и требование о компенсации ущерба, подлежат возмещению. За этапом судебного разбирательства следует исполнение решения. Обеспечение исполнения решения надлежащим образом относится к компетенции судебных приставов, именно туда и следует доставить постановление после его вступления в законную силу.
Компенсация ущерба взыскивается судебными приставами в соответствии с нормами законодательства.
Виновник ДТП заплатит дважды
Верховный суд внес хаос в порядок урегулирования убытков по ОСАГО
Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.
Возмещение «на бис»
В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт. В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ. Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.
В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.
Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей. Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму. Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели. От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.
В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».
Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).
«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.
«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.
В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ. Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС. Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.
Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.
От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.
ОСАГО не защищает?
В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума. «А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene. — А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».
Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может. «Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов. — С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».
В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист. К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ). Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.
Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско. «Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он. — Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».
А судьи что?
Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».
Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.
В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков. «Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».
Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.
Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно. «Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.
«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую. «Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».
Страховщики против. страховщиков
Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.
Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру). «В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».
Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа. Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП. Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.
Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде. Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного. То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.
Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.
Взыскание ущерба с виновника ДТП
Большинство аварий на дороге происходит по вине водителей.
При этом другим участникам дорожного движения может быть нанесен физический, имущественный, а также моральный ущерб. Если у виновника происшествия оформлен полис ОСАГО, компенсация ложится на плечи его страховой компании.
Но не всегда страховка позволяет покрыть весь причиненный ущерб. В этом случае недостающую сумму можно взыскать с виновника аварии. Как это сделать, расскажем далее.
Какой размер выплат причитается по страховке?
При наличии у виновника ДТП полиса ОСАГО обязанность возмещения ущерба берет на себя страховщик. Но при этом размер выплат ограничен законом:
- при вреде здоровью установлен лимит в 500 тыс. руб. ;
- при имущественном ущербе — 400 тыс. руб.
Не имеет значение количество потерпевших, каждый из них в равной степени претендует на страховую выплату. Если же выделенной суммы недостаточно, чтобы покрыть расходы всех пострадавших, остаток средств должен оплатить сам виновник аварии.
Чтобы получить компенсацию за причиненный ущерб, обратитесь в страховую компанию виновника аварии с заявлением
Подаем иск о взыскании ущерба с виновника ДТП
Зачастую граждане уклоняются от обязанности оплатить причиненный ими ущерб. В этом случае проблему может помочь решить суд, в который нужно подать соответствующий иск.
Перед составлением заявления необходимо собрать все необходимые документы. К ним относятся:
- протоколы инспекторов ГИБДД, составленные на месте происшествия;
- акты медицинской экспертизы;
- протоколы оценки имущественного ущерба;
- бланки расчета суммы страховой выплаты;
- свидетельские показания.
Составление иска начинается с указания сведений об истце и ответчике.
Если виновник аварии отказался предоставлять личную информацию, ее можно запросить в отделении ГИБДД, сотрудники которого проводили осмотр места происшествия.
Далее следует перейти к основным требованиям — возмещение ответчиком любого понесенного в процессе ДТП ущерба, в том числе морального вреда (определяется потерпевшей стороной самостоятельно). Необходимая сумма указывается исходя из остатка, не покрытого страховыми выплатами.
К иску нужно приложить все сопутствующие документы. После его рассмотрения и при отсутствии письменных возражений со стороны ответчика, суд обяжет последнего выплатить причитающуюся сумму.
Размер госпошлины
Размер госпошлины при подаче искового заявления зависит от цены иска. Если она не превышает:
- 20 тыс. руб. — стоимость пошлины составит 400 руб. ;
- 100 тыс. руб. — размер госпошлины увеличится до 800 руб. , а также дополнительные 3% от всей суммы.
При иске до 200 тыс. руб . размер госпошлины будет составлять 3200 руб. и дополнительно 2% от текущей суммы.
Если вы решили взыскать более крупную сумму (до 1 млн. руб. ), то госпошлина возрастает до 5200 руб. и 1% от всей суммы. При цене иска выше 1 млн. руб. вам придется уплатить пошлину до 13200 руб. плюс 0,5% от требуемой суммы.
При наличии требований о компенсации морального вреда необходимо оплатить дополнительную госпошлину, которая составляет 200 руб.
Как взыскать ущерб с виновника ДТП, если у него нет полиса ОСАГО?
На практике нередки случаи, когда у виновника аварии не оказывается полиса ОСАГО, либо выясняется, что документ поддельный.
В этой ситуации закон прямо гласит, что причиненный материальный ущерб гражданину либо организации обязано возместить в полном объеме виновное лицо.
Таким образом, если вина гражданина в содеянном доказана, и у него отсутствует право воспользоваться страховой помощью, он обязан самолично оплатить понесенные каждым потерпевшим убытки.
Если виновник ДТП не имеет полиса ОСАГО или отказывается возмещать причиненный ущерб, вы можете обратиться в суд
При взыскании ущерба стоит заручиться поддержкой опытных юристов, которые помогут собрать документы и доказательства, подать обращение в страховую компанию или заявление в суд, возьмут на себя переговоры с виновником ДТП.
Комментарии
на основании каких статей закона я могу обратиться в суд о взыскании ущерба с виновника ДТП у готорого отсутствовал полис ОСАГО
Вам необходимо руководствоваться статьей 1079 Гражданского кодекса РФ:
Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих
1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
2. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.
3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).
Подала в суд на виновника ДТП на сумму превышающую страховую сумму 120000. Ответчик затягивает момент вынесения решения уже третий год. Сумма ущерба рассчитана на момент ДТП, а получу я ее через три года, ремонт авто выйдет по новым ценам гораздо дороже. Есть ли вариант проиндексировать сумму возмещения ущерба с момента ДТП до вынесения решения?
Ответчик затягивает момент вынесения решения уже третий год.
Наталья
Что значит ответчик затягивает? Судья решение вынес?
а получу я ее через три года,
Наталья
Почему через три года? Через три года можете уже ничего не взыскать, так как срок исполнительного может закончится.
Исковое было сдано в 2012 решения еще нет, в 2013 было заочное решение исполнительный лист, ответчик от получения повесток уклонялся. Начали приставы работать объявился отменил решение и вот уже полгода назначает экспертизы на перерасчет ущерба. Это считается затягиванием?
Да, можете. Вы можете дополнить исковые требования требованием об индексации взыскиваемых сумм и плюс к этому требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (поскольку он уклоняется в добровольном порядке выплатить вам причитающуюся сумму ущерба) на день вынесения судом решения. Также если он долго не будет платить по исполнительному листу эти требования еще раз можно будет к нему предъявить за период со дня вынесения судом решения до дня его исполнения. С уважением, Дунцова Ирина (г.Хабаровск) юрист.
Я дополнила исковое требованием начислить проценты с момента вынесения решения на взысканную сумму, а с какого момента и на какую сумму рассчитать проценты с момента ДТП до момента вынесения решения, из какой суммы исходить и с какого дня он считается должен
Это не сложно. Я могу вам все рассчитать.
С уважением, Дунцова Ирина (г.Хабаровск) юрист.
Виновнику ДТП предъявлено требование страховой компании о суброгации согласно ч. 1 ст 965 ГК РФ. У потерпевшей стороны КАСКО у виновника на момент ДТП полис просрочен, а новый вступил в силу через 1 час после ДТП. Возмещение ущерба предложено произвести на основании акта осмотра страховой и калькуляции станции СТО дилера. Экспертиза не проводилась, виновник о дате и времени проведения осмотра не уведомлялся. Правомерны требования? Может виновник ДТП ходатайствовать в суде о назначении судебной экспертизы, просить взыскать с него сумму ущерба с учетом износа заменяемых в процессе ремонта узлов и деталей? А стоимость ремонта по среднерыночным ценам по региону? Страховщик возмещает ущерб согласно условиям договора страхования по ценам дилера, а виновник- только по среднерыночным ценам по региону и с учетом износа?
Здравствуйте, Марина Петровна.
Виновник должен возместить ущерб без учета износа транспортного средства, то есть в полном объеме. Но ходатайствовать о проведении экспертизы Вы можете, чтобы возмещать вред именно за тот ущерб который возник в результате ДТП.
ГК РФ Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Взыскание ущерба с виновника ДТП
Содержание статьи
После аварии водителям предстоит устранить угрозы жизни и здоровью граждан, оформить процессуальные документы, зафиксировать размер ущерба и повреждений автомобилей. После этого можно приступать к возмещению ущерба при ДТП. Кроме стандартного варианта с получением страховки ОСАГО, могут возникать основания для предъявления претензий к виновнику столкновения. В этом материале разберем, когда допускается возмещение ущерба после ДТП с виновника и на какую сумму может рассчитывать пострадавший.
Когда возмещение ущерба при ДТП нужно требовать с виновника
Закон об ОСАГО позволяет получить компенсацию за повреждения транспорта или иного имущества, а также за вред жизни и здоровью граждан. Для этого нужно подтвердить наступление страхового случая, правильно оформить документы на месте аварии, представить машину для осмотра и оценки повреждений. Естественно, для обращения к страховщику нужно иметь действующий полис ОСАГО.
В ряде случаев закон допускает взыскание ущерба с виновника ДТП. Для этого должны возникать следующие основания:
- если у нарушителя отсутствует полис ОСАГО (в отдельных случаях можно получить страховку со своей компании, если у виновного лица отсутствует полис);
- если авария и наступившие последствия не подпадают под признаки страхового случая;
- если суммы страховки оказалось недостаточно для полного возмещения вреда;
- если второй водитель скрылся с места аварии, т.е. нарушил порядок возмещения ущерба при ДТП;
- если предъявляется требование о компенсации морального вреда – такую компенсацию страховщик не выплачивает, так как она не подпадает под программу ОСАГО.
Обратите внимание!В зависимости от ситуации можно получить частичную компенсацию по полису ОСАГО, после чего взыскать недостающую сумму со второго участника аварии.
Нужно учитывать и Постановление Верховного Суда РФ от 2017 года. Этот документ разъяснил, что пострадавший в аварии вправе рассчитывать на компенсацию вреда в полном объеме. Если условия страхования ОСАГО не полностью покрывают затраты на ремонт и восстановление машины, допускается возмещение ущерба с виновника ДТП.
Что можно взыскать с виновника ДТП в качестве возмещения ущерба
В зависимости от обстоятельств аварии возмещение ущерба от ДТП будет включать в себя:
- взыскание затрат на ремонт и восстановление машины – расхода на услуги СТО, стоимость приобретенных запчастей и расходных материалов;
- взыскание утраты товарной стоимости автомашины;
- компенсация морального вреда, т.е. психических и нравственных страданий;
- взыскание компенсации за причинение вреда жизни и здоровью водителя, пассажиров или пешеходов.
Точный перечень требований, которые можно предъявить ко второму водителю, будет зависеть от обстоятельств аварии, выплат по полису ОСАГО и иных факторов.
Добровольное возмещение ущерба при ДТП виновником
Если размер вреда объективно подтверждается процессуальными документами, а второй водитель не оспаривает свою виновность в аварии, можно избежать длительных судебных тяжб. Добровольное возмещение ущерба при ДТП возможно при следующих условиях:
- если не возникает спора о причинах аварии, виновности одного из водителей;
- если виновное лицо не оспаривает характер нанесенного им вреда, согласен с оценкой эксперта;
- если пострадавший еще не получил выплату за счет страховки.
Обратите внимание! Добровольное возмещение ущерба по ДТП будет выгодно и самому виновному водителю. Ему не придется оплачивать судебные расходы, затраты на услуги юриста.
Поскольку при добровольных выплатах не нужно тратить время на судебные тяжбы, пострадавший может снизить размер предъявленных требований. Все условия добровольного погашения можно предусмотреть в соглашении. Также допускается вариант с оформлением письменной расписки, в которой пострадавший подтвердит отсутствие претензий при получении всей оговоренной суммы.
Возмещение ущерба при ДТП виновником через суд
Если виновное лицо отказывается компенсировать вред в добровольном порядке, пострадавшему придется обращаться в суд. Для этого нужно учитывать следующие правила:
- иск нужно предъявить в мировой суд или суд общей юрисдикции (в зависимости от цены исковых требований);
- документы подаются в суд по месту жительства ответчика;
- при обращении с иском нужно подтвердить все обстоятельства ДТП – для этого нужно приложить протоколы, акты, схемы, переписку со страховой компанией и иные документы.
Для расчета исковых требований необходимо получить заключение автоэксперта. О месте и времени обследования машины второй водитель уведомляется телеграммой или иным способом. Для взыскания сумм на лечение представляются договоры с медучреждениями, чеки об оплате лекарственных препаратов, справки и иные документы.
Размер компенсации морального вреда должен обосновать истец. Однако суд будет самостоятельно определять сумму компенсации исходя из степени психических и нравственных страданий. Размер компенсации за причиненный моральный вред законом не ограничен.
В каких случаях можно получить отказ от возмещения ущерба при ДТП
Взыскание ущерба при ДТП может завершиться отказом не только при обращении в страховую компанию, но и к непосредственному виновнику аварии. Выделим наиболее распространенные причины для отказа:
- если вина второго водителя не подтвердится в судебном процессе;
- если были допущены ошибки при оформлении процессуальных документов;
- если не доказан размер имущественного, физического и морального вреда;
- если пропущен срок исковой давности на возмещение ущерба ДТП через суд;
- по иным причинам и основаниям, указанным в законе.
Обратите внимание! Возмещение ущерба с виновника ДТП через суд допускается через представителя (юриста, адвоката и т.д.). В этом случае вы устраните большинство причин для отказа в удовлетворении иска.
Отрицательное решение суда можно обжаловать в вышестоящих инстанциях – апелляции, кассации, надзоры. Рассчитывать на положительный результат оспаривания можно только при поддержке опытного юриста.
Порядок возмещения ущерба при ДТП
Для возмещения ущерба при ДТП нужно придерживаться следующего алгоритма действий:
- правильно составить документы на месте аварии – по программе европротокола или при участии сотрудника ГИБДД;
- определить возможные варианты взыскания – при наличии полисов ОСАГО и подтверждении страхового случая, нужно обращаться к страховщику;
- если страховой компенсации оказалось недостаточно для покрытия расходов или возникают основания для возмещения материального ущерба при ДТП с виновника, можно предъявить письменную претензию или сразу обратиться в суд;
- при подготовке иска нужно собрать доказательства, подтверждающие размер требований – заключение автоэксперта, акт СТО, ответ страховщика и т.д.
Судебное решение будет принудительно исполняться через Федеральную службу судебных приставов. Для этого нужно представить заявление о возбуждении исполнительного производства, судебный акт и исполнительный лист. Удержание будет обращено на доходы должника, на его банковские счета и вклады, имущественные активы.
Что делать, если виновник скрылся с места происшествия
С кого требовать возмещение ущерба при ДТП, если второй водитель скрылся с места аварии? В этом случае нужно вызвать сотрудника ГИБДД, который оформит все процессуальные документы. Так как оставление места аварии является грубым нарушением ПДД, розыск правонарушителя будет осуществляться правоохранительными органами. При установлении адресных и личных данных второго водителя, возмещение ущерба в ДТП с виновника будет проходить по общим правилам.
Резюме
Возмещение ущерба после ДТП возможно через страховую компанию по программе ОСАГО либо с непосредственного виновника аварии. Предъявить требования ко второму водителю можно при недостаточности страховой выплаты, отсутствии у него полиса ОСАГО, а также по иным основаниям. Возмещение ущерба, причинённого в ДТП, возможно в добровольном или судебном порядке.
Если вам предстоит взыскание ущерба от ДТП, обратитесь за помощью к нашим юристам. Мы окажем услуги по оформлению документов, расчету суммы исковых требований, представим ваши интересы в судебных и иных учреждениях. Проконсультироваться по всем вопросам, связанным с взысканием вреда, можно по телефонам, указанным на нашем сайте, либо через форму обратной связи.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.
Виновник ДТП заплатит дважды
Верховный суд внес хаос в порядок урегулирования убытков по ОСАГО
Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.
Возмещение «на бис»
В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт. В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ. Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.
В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.
Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей. Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму. Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели. От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.
В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».
Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).
«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.
«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.
В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ. Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС. Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.
Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.
От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.
ОСАГО не защищает?
В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума. «А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene. — А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».
Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может. «Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов. — С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».
В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист. К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ). Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.
Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско. «Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он. — Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».
А судьи что?
Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».
Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.
В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков. «Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».
Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.
Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно. «Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.
«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую. «Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».
Страховщики против. страховщиков
Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.
Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру). «В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».
Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа. Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП. Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.
Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде. Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного. То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.
Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.
Оставить комментарий