Как узнать страховую компанию виновника ДТП?
Как получить компенсацию по ОСАГО, если невозможно определить виновника ДТП
Очень часто происходят дорожно-транспортные происшествия, в которых невозможно определить виновника.
Иногда ситуация складывается так, что оба водители соблюдали правила, но происшествие все-таки произошло, иногда виновный водитель просто уезжает с места события и установить его личность нет возможности.
Как получить компенсацию по ОСАГО, если невозможно определить виновного в аварии?
Какие действия следует сделать на месте аварии
Следует знать пошаговую инструкцию и порядок действий на месте аварии, которые обязательно следует запомнить любому автомобилисту.
- после остановки автомобиля убедиться, что нет ранений;
- обязательно включение аварийных сигналов и обозначение места аварии знаком аварийной остановки;
- если есть пострадавшие люди, вызвать скорую помощь;
- при наличии видеорегистратора посмотреть записи, возможно на них есть виновный нарушитель, и можно увидеть на какой марке автомобиля он ехал, посмотреть его государственный номер, повреждения, полученные машиной виновника при столкновении;
- вызвать сотрудников ГИБДД, и при этом назвать номер автомашины виновного в аварии для розыска;
- вызвать страхового агента;
- дождаться полицию;
- провести опрос возможных свидетелей и записать их данные, провести осмотр местности на наличие наружных камер видеонаблюдения;
- получить на руки протокол о происшествии, с указанием всех пострадавших, а также нанесенных машине повреждений.
ВАЖНО! Необходимо присутствовать при составлении протокола о ДТП, проверять верность сведений, внесенных в документ и, в случае разногласий, потребовать внесения описания произошедшего с вашей точки зрения.
Какие могут быть ситуации
Законодательством предусмотрены компенсационные выплаты автолюбителям, имеющим страховой полис ОСАГО. Пострадавший в аварии, получает денежные средства на восстановление машины и здоровья, в страховой компании виновника.
Бывают разные ситуации:
- Если виновник аварии остается на месте ДТП, оба соблюдали правила, но произошло столкновение и невозможно определить виновного, а следовательно, вопрос оплаты компенсации на восстановление автомобиля решить невозможно, в таком случае, дело следует передать в судебные органы. По результатам судебного разбирательства и экспертизы будет вынесено решение, по результатам которого и будет производиться компенсации ущерба.
- В случае, когда виновный в аварии уехал с места происшествия, но, на видеорегистраторе видны марка и номер машины, по базе данных определяется автовладелец, номер и серия страхового полиса, место нахождения офиса страховщика, куда подаются документы на оплату компенсации пострадавшему.
- В случае, когда виновный в аварии сбежал с места ДТП, видеорегистратора нет, или на нем не видно номера автомобиля, остается надежда только на свидетелей аварии. Свидетелей на месте нет, разыскать виновного нельзя. Тогда, при наличии пострадавших, следует подать заявление в Российский союз автостраховщиков с просьбой о выплате компенсации. Нужно собрать пакет документов такой же, как и для страховой компании.
Поэтому каждому автолюбителю следует запомнить правила поведения после происшествия, пошаговую последовательность действий и сроки, в которые необходимо подавать документы в страховую компанию.
Как узнать страховую компанию виновника ДТП
Советы юристов:
Вопрос по теме
5. Решение принято в окончательной
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.07.2018 г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А. при секретаре Обвинцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-733/2018 по иску публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» к Тарасову Е.И. о возмещении ущерба в порядке суброгации,
У С Т А Н О В И Л:
ПАО СК «Росгосстрах» обратилось в суд с иском о взыскании с Тарасова Е.И. страхового возмещения в размере 118 650 рублей 20 копеек в порядке суброгации. Истец мотивирует требования тем, что 28.09.2015 в г. Полевской, ул. Коммунистическая, 4 а произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей Skoda Octavia, государственный регистрационный знак № и автомобиля ВАЗ 2104, государственный регистрационный знак № под управлением Тарасова Е.И. ДТП произошло по вине Тарасова Е.И. Автомобиль Skoda Octavia, государственный регистрационный знак № застрахован истцом по договору КАСКО №. Истец выплатил потерпевшему страховое возмещение в размере 269 650 рублей 20 копеек путем оплаты ремонта. Поскольку на момент ДТП риск гражданской ответственности Тарасова Е.И. был застрахован ООО «Росгосстрах», размер страхового возмещения составил 151 000 рублей, истец просит взыскать с ответчика разницу между размером возмещенного ущерба и размером ущерба с учетом износа в размере 118 650 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласился на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчик Тарасов Е.И. и третье лицо Прохоров Д.В. в судебное заседание не явились по неизвестной причине, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе, путем размещения информации на сайте Полевского городского суда Свердловской области www.Polevskoy.svd@sudrf.ru, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Учитывая согласие представителя истца, на основании ст. 233 Гражданского кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 927 Гражданского кодекса Российской Федерации страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахован риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества.
В силу ст. 965 Гражданского кодекса Российской Федерации к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из свидетельства о регистрации ТС (л.д. 16-17) видно, что Прохоров Д.В. является собственником автомобиля Skoda Octavia, Шкода Октавиа, VIN №, государственный регистрационный знак №
Согласно полису серии № от. . . (л.д. 18), между ООО «Росгосстрах» и Прохоровым Д.В. . . . заключён договор страхования автомобиля Skoda Octavia, VIN №, государственный регистрационный знак № Период действия договора указан с. . . по. . .. Рисками по данному полису являются ущерб и хищение. Страховая сумма – 720 000 рублей.
Из справки о дорожно-транспортном происшествии от 28.09.2015 (л.д. 25, 77) следует, что 28.09.2015 в 17:20 в г. Полевской, ул. Коммунистическая в районе дома № 4 а Зеленый Бор водитель автомобиля ВАЗ 2104 не предоставил преимущество движения автомобилю Шкода Октавия, двигавшемуся по главной дороге. Автомобилем ВАЗ 2104, государственный регистрационный знак №, управлял собственник Тарасов Е.И., автомобилем Шкода Октавиа, государственный регистрационный знак №, также управлял собственник Прохоров Д.В.
Постановлением по делу об административном правонарушении № от 28.09.2015 Тарасов Е.И. привлечен к административной ответственности по ст. 3 ст. 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение п. 8.5 ПДД РФ, совершенное 08.09.2015 в 17:20 в г. Полевской, ул. Коммунистическая в районе дома № 4 а Зеленый Бор.
В соответствии с пунктом 13.12 Правил дорожного движения Российской Федерации, (утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) (далее – ПДД), при повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
Из объяснений Прохорова Д.В. следует, что 28.09.2015 в 17:17 он двигался на автомобиле Шкода Октавия, государственный регистрационный знак №, по ул. Коммунистической со стороны Полевского тракта в сторону ул. Совхозная. На перекрестке Коммунистическая-выезд из микрорайона Зеленый Бор-1, напротив дома № 4 со встречной полосы, совершая левый поворот в направлении микрорайона Зеленый Бор-1, ему наперерез выехал автомобиль ВАЗ 2104, государственный регистрационный знак № (л.д. 72).
Тарасов ВЕ.И. в объяснении (л.д. 74) указал, что двигаясь на автомобиле ВАЗ 2104 по ул. Коммунистической, поворачивая к дому № 4 а микрорайона Зеленый Бор-1, допустил столкновение с автомобилем Шкода, государственный регистрационный знак №
Исследовав схему места ДТП (л.д. 75), объяснения его участников, суд приходит к выводу, что 28.09.2015 в 17:20 Тарасов Е.И., управляя автомобилем ВАЗ 2104, государственный регистрационный знак №двигаясь в г. Полевской, по ул. Коммунистической в районе дома № 4 а Зеленый Бор, в нарушение п. 13.12 ПДД, поворачивая налево, не уступил дорогу двигавшемуся навстречу по равнозначной дороге со встречного направления прямо автомобилю Шкода Октавия, государственный регистрационный знак №
Таким образом, в действиях Тарасова Е.И. имеется нарушение Правил дорожного движения, причинно-следственная связь между нарушением им Правил дорожного движения и причинением повреждений автомобилю Прохорова Д.В., следовательно, он является виновником дорожно-транспортного происшествия, произошедшего. . ., и лицом, причинившим вред имуществу Прохорова Д.В. Факт наступления страхового случая установлен.
Согласно акту осмотра ТС № (л.д. 28-29), направлению на ремонт от. . . (л.д. 30), заказу-наряду №от. . . (л.д. 31-33), акту предварительного согласования (л.д. 34), акту приема-передачи от. . . (л.д. 35), акту от. . .о скрытых дефектах (л.д. 36-37), счету-фактуре № от. . . (л.д. 38-41), счёту № от. . . (л.д. 42-44), акту выполненных работ № от. . . (л.д. 45-47) на восстановительный ремонт автомобиля Skoda Octavia A7, государственный регистрационный знак № ООО «Компания АВТО ПЛЮС» затрачено 269 650,20 рублей.
ООО «Росгосстрах» признало произошедший случай страховым, что подтверждается страховым актом № от. . . (л.д. 49) и. . . выплатило ООО «Компания АВТО ПЛЮС» 269 650,20 рублей, что следует из платёжного поручения № (л.д. 50).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что истцу причинены убытки в размере 269 650,20 рублей, понесённые им при выплате страхового возмещения по договору страхования серии № от. . ., заключённому с Прохоровым Д.В., и к нему перешло право требования, которое Прохоров Д.В. имел к лицу, ответственному за убытки, то есть к Тарасову Е.И. в размере стоимости восстановительного ремонта.
Гражданская ответственность Тарасова Е.П. была застрахована ООО «Росгосстрах», что подтверждается справкой о ДТП и копией страхового полиса серии № (л.д. 53).
Согласно экспертному заключению ООО «Автоконсалтинг Плюс» № от. . . (л.д. 51-52) стоимость восстановительного ремонта автомобиля Skoda Octavia, государственный регистрационный знак № с учетом износа составила 151 000 рублей.
В соответствии со ст. 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Из листа записи ЕГРЮЛ от 31.12.2015 (л.д. 58-59) следует, что ПАО «СК «Росгосстрах» является правопреемником ООО «Росгосстрах».
Поскольку страхового возмещения недостаточно для возмещения убытков, причинённых истцу в связи с выплатой страхового возмещения, на основании ст.ст. 15, 965, 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации Тарасов Е.И. должен возместить истцу причинённые убытки в размере 118 650 рублей 20 копеек (269 650,20-151 000).
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку суд пришёл к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению, с ответчика в пользу истца следует взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3573 рубля.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Исковые требования публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» удовлетворить.
Взыскать с Тарасова Е.И. в пользу публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» в счёт возмещения ущерба в порядке суброгации 118650 рублей 20 копеек и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3573 рубля.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, — в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Резолютивная часть заочного решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий И.А. Двоеглазов.
Вопрос в том, что сейчас с Тарасова Е.И судебные пристава взыскивают половины пенсии. Он не работающий пенсионер, узнал что был какой то иск против него, лишь тогда когда принесли не полную пенсию. Не каких повесток он не получал. Можно ли обжаловать что бы вообще не платить эти деньги? Если нет, то как сделать что бы взыскивали не 50%, а меньше, ведь у него остаётся меньше прожиточного минимума?
Независимая экспертиза автомобиля после ДТП в Москве
Это услуга направленная на объективную независимую оценку ущерба автомобиля с составлением экспертного заключения о состоянии автотранспорта и его компонентов.
Задачей проведения экспертизы является определение точной стоимости ущерба, полученного транспортным средством, стоимости самого автомобиля или выяснения обстоятельств ДТП.
Автоэкспертиза выполняется квалифицированным техником-оценщиком, который должен иметь профильное образование. Он обязательно должен быть включенным в Реестр Минюста, состоять в саморегулируемой некоммерческой организации.
Независимая экспертиза авто оформляется в соответствии с требованиями нормативной документации. В ней обязательно указывается метод проводимой оценки. Также в обязательном порядке приводится развернутая калькуляция с ссылками на источники информации и регламентирующие законодательные акты.
При каких проблемах требуется экспертиза автомобиля
Распространенная проблема, когда суммы, рассчитанной страховой компанией на восстановительный ремонт, не хватает. Первая причина: страховые занижают размер ущерба, так как заинтересованы в уменьшении своих расходов. Вторая причина: сумма ущерба превышает установленный законодательством лимит выплаты по ОСАГО 400000 рублей.
В обоих случаях, перед предъявлением письменных претензий или обращения в суд, необходимо проведение независимой экспертизы после ДТП. Независимый эксперт объективно рассчитает стоимость ущерба, и результатом работы будет отчет, который принимается всеми инстанциями.
У страховых компаний более двадцати законных оснований об отказе в выплате по ОСАГО, от не предоставления потерпевшим необходимых документов до ущерба во время военных действий.
Но существует практика, когда страховщики отказывают в выплате необоснованно, надеясь на бездействие страхователя. В таких случаях можно добиться выплаты, достаточно будет собрать необходимые документы и обратиться в нужные учреждения. Подробные инструкции можно найти в интернете, их достаточное количество.
Чтобы доводы о возмещении ущерба были весомыми, советуем сделать экспертизу автомобиля при ДТП. При ее наличии отпадает вопрос о сумме ущерба авто и заниженного расчета экспертами страховщика.
По факту, после ДТП, страховая компания должна вернуть вам отремонтированный автомобиль без доплат. Но на практике встречаются ситуации, когда в сервисе требуют доплаты. Предлагают установить новые оригинальные детали, сделать качественную окраску и т.д. Это дело добровольное и требовать от вас никто не имеет право. Так как ремонт организовывает страховая, то и решать проблемы с нехваткой денег сервис должен с ними.
В итоге даже если сервис произведет ремонт, готовьтесь к проблемам при эксплуатации автомобиля. Часто такой ремонт некачественный, сделан экономно с использованием дешевых запчастей. СТО идут на разные ухищрения, чтобы уложиться в сумму, рассчитанной страховой компанией.
Чтобы добиться исправления недостатков ремонта за счет страховой компании, необходимо провести экспертизу качества ремонта автомобиля у независимых экспертов.
Страхование авто по ОСАГО имеет ограничение по выплатам пострадавшим в ДТП в части причиненного ущерба имущества 400000 р. Ущерб свыше этой суммы придется взыскивать с виновника ДТП.
Но для положительного исхода дела необходимо собрать полный пакет документов, включая независимую экспертную оценку после ДТП. Далее направить виновнику ДТП письмо с требованием возместить недостающую разницу для ремонта авто, и, в случае отказа, подавать исковое заявление в суд.
Нередки случаи, когда у виновника аварии нет полиса страхования, он просрочен, поддельный или водитель не вписан в него. В таких случаях страховые компании не участвуют в возмещении ущерба при ДТП.
Если вы попали в такую ситуацию необходимо оценить ущерб и провести независимую оценку автомобиля. После выдачи отчета экспертизы и сбора всех необходимых копий документов вас ждет досудебное разбирательство или обращение в суд.
Согласно методике Министерства юстиции, пострадавший при ДТП может рассчитывать на выплату утраты товарной стоимости (УТС), но при определенных условиях. Актуальную информацию о списке условий всегда можно найти на официальном сайте Минюста.
Так как страховые компании пользуются неграмотностью автолюбителей и не всегда включают в свои расчеты УТС, возникает необходимость востребовать неоплаченную сумму. В таких случаях проводится независимая оценка ущерба при ДТП и предъявляются претензии к страховой. Также эта процедура потребуется если вы будете требовать возмещение ущерба с виновника ДТП.
Часто бывает что ремонт автомобилю по ОСАГО или КАСКО выполнен некачественно. А так как все заботы по ремонту пострадавшего автомобиля берет на себя страховая компания, то и за проблемы отвечает она.
В такой ситуации составляется претензия на имя страховщика. Но для положительного исхода разбирательства, советуем предварительно сделать экспертизу ремонта автомобиля и приложить ее к претензии.
Если вы считаете, что сумма иска к вам как виновнику ДТП завышена, можно оспорить эту сумму. Для этого вам потребуется квалифицированный юрист, который изучит материалы дела и проверит имеются ли нарушения со стороны страховой организации или истца. Также возможно уменьшение суммы возмещения если истец перед ДТП грубо нарушал правила, например превысил скорость.
В любом случае, для оценки точной суммы ущерба, потребуется провести свою независимую оценку автомобиля после ДТП. И мы советуем чтобы эксперт, проводивший экспертизу, присутствовал на суде, так как судья чаще соглашается с той экспертизой, чей эксперт находится в зале.
После падения дерева на автомобиль, для предъявления претензий организации к которой относится территория, необходимо проводить независимую оценку ущерба автомобиля.
Оценкой автомобиля занимаются эксперты-техники имеющие необходимые разрешения и квалификацию. Результатом работы будет отчет о стоимости ущерба.
Определившись с виновником происшествия обязательным условием является независимая автоэкспертиза, в которой фиксируется объем ущерба и объем работ на восстановление. Также эксперт рассчитывает утрату товарной стоимости.
После сбора всех документов процедура требований возмещения ущерба состоит из предъявления досудебной претензии, и, в случае отказа, обращения с иском в суд.
Если вашему автомобилю нанесен ущерб из-за попадания в яму на дороге размером более 15х60х5 сантиметров, с соблюдением правил дорожного движения, возможно предъявление претензии виновному за этот участок дороги.
Для предъявления претензий вам понадобится независимая техническая экспертиза автомобиля, документы из ГИБДД о ДТП, копии документов на авто, водительского удостоверения и паспорта.
Виновник ДТП скрылся или страховая обанкротилась: кто платит за ущерб?
Вы стали участником аварии не по своей вине, а виновник уехал (и его не найти) или остался на месте, но у него нет полиса. Или полисы есть у обеих сторон, но страховая компания обанкротилась или лишилась лицензии. Кто в этих случаях будет возмещать ущерб? Разбираем типичные случаи.
Для начала – плохие новости. Возмещение ущерба имуществу (проще говоря – автомобилю) возможно только в случае банкротства или отзыва лицензии у страховщика. Как ни печально, но если в вас кто-то врезался и уехал, то ремонт придётся оплачивать самостоятельно или за счёт выплаты по КАСКО (если вы застрахованы).
Теперь к хорошим новостям. Компенсационные выплаты в счет возмещения вреда жизни или здоровью можно получить и в том случае, если виновник ДТП неизвестен или не имеет полиса.
За компенсацией нужно обращаться в Российский союз автостраховщиков (РСА). Чтобы они помогли вам, у вас должен быть собственный действующий на момент ДТП договор ОСАГО. Теперь, когда мы определились с общими вопросами, погрузимся в детали.
Возместить можно утраченный вами заработок, который вы имели либо определенно могли иметь на день причинения вам вреда, а также понесенные расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и имущественные претензии.
Все эти расходы должны в зависимости от конкретного случая подтверждаться документами – справками, заключениями врачебной комиссии, назначениями врача, чеками из аптеки и специализированных магазинов, заключениями экспертизы и т. д.
Размер компенсационных выплат будет определяться в каждом случае индивидуально, так как зависит от множества факторов – наличия и величины дохода, наличия или отсутствия дополнительных расходов, связанных с причинением вреда здоровью в результате ДТП, и прочего.
Для получения компенсационных выплат необходимо обратиться в РСА с заявлением, приложив все подтверждающие документы. Ваше обращение должно быть рассмотрено в течение 20 календарных дней. Если по каким-то причинам РСА отказал вам в компенсационной выплате, и вы решили обратиться в суд, следует помнить следующее:
- Федеральный закон «О защите прав потребителей» в данном случае неприменим. Таким образом, требовать неустойку и штраф, предусмотренные этим законом, вы не можете.
Российский Союз Автостраховщиков сам по себе не является страховщиком, не обладает лицензией на осуществление страховой деятельности и не является правопреемником страховщиков, у которых отозвана лицензия. Деятельность РСА не относится к страховой, и стороной договора страхования союз не является.
Компенсационные выплаты по своей правовой природе не являются страховыми выплатами, а имеют компенсационный характер, являются дополнительной гарантией возмещения убытков, а не следствием ответственности профессионального объединения страховщиков.
- Отчет об оценке ущерба независимым экспертом; документы, подтверждающие расходы на проведение экспертизы.
- Расходы на представителя: договор на оказание юридических услуг, квитанцию об оплате. Следует помнить, что сумма расходов должна быть адекватной.
- Полис ОСАГО;
- документы, подтверждающие отзыв лицензии у страховой компании, банкротство страховой и т.д.;
- постановление о ДТП, схему места происшествия, иные документы, относящиеся непосредственно к ДТП;
- документы, подтверждающие вред жизни и здоровью (чеки, медицинские документы);
- документы, подтверждающие вред имуществу (экспертиза, договор на ремонт машины, квитанции).
На что ссылаться при обосновании требований: статьи 24, 25 Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской транспортных средств».
Положительным примером спора с РСА можно считать решение Уссурийского районного суда Приморского края от 24.06.2015 г. по делу №2-5103/2015. В этом деле суд взыскал в пользу истца компенсационные выплаты, расходы на экспертизу и частично расходы на оплату услуг представителя. Правда, во взыскании неустойки суд отказал и разъяснил, что к подобным правоотношениям закон «О защите прав потребителей» неприменим.
Также суд дополнительно указал, что обязанность РСА выплачивать компенсацию в счет возмещения вреда, если у страховщика отозвали лицензию, прямо предусмотрена законом.
Россию захлестнула волна поддельных электронных полисов ОСАГО
Проверка полиса ОСАГО у виновника ДТП нужна, чтобы не остаться без страховой выплаты
Попали в аварию? Вам повезло – у виновника аварии, повредившего ваш автомобиль, есть полис ОСАГО? Не спешите радоваться, проверьте страховой полис через Интернет. Вполне возможно, полис виновника поддельный, недействительный или же оформлен с нарушением законодательства.
С появлением в России возможности купить страховой полис ОСАГО через Интернет многим водителям стало проще приобрести страховку без нарушения законодательства (навязывание доп. услуг, необоснованный отказ в оформлении страховки и т. п.). Но вместе с тем пришли и проблемы. Как отмечают эксперты, за последний год в России выросло количество фальшивых электронных полисов, которые были оформлены с нарушением действующего законодательства. Соответственно, у законопослушных водителей больше риска остаться без выплат, в случае если у виновника ДТП окажется на руках левая страховка.
Что делать? Как сразу после ДТП пробить полис ОСАГО у виновника? На эти и другие больные для россиян вопросы отвечаем в нашем обзоре.
Итак, по последним данным, за 11 месяцев 2018 года в России было продано 17,6 млн электронных страховых полисов ОСАГО. Это в 2,6 раза больше, чем в 2017 году. Лидером продаж, как и прогнозировалось, стала Москва, где было реализовано 8,2 процента всех проданных в России электронных страховок. На втором месте Московская область – продано 6,5 процента от всех Е-ОСАГО. Третье место заняла Свердловская область – 3,9 процента проданных полисов.
Как отмечают в Российском союзе автостраховщиков, статистика продаж электронных полисов показывает, что в целом доступность полисов ОСАГО по стране растет благодаря запуску продаж полисов Е-САГО, а также введению системы гарантирования продаж электронных полисов.
В 2019 году РСА прогнозирует также увеличение продаж электронных страховок.
И, с одной стороны, это радует, поскольку действительно благодаря возможности покупки ОСАГО через Интернет люди избавились от нарушения законодательства со стороны страховщиков при оформлении страховки, которые во многих регионах практически напрямую отказывают в оформлении ОСАГО без доп. услуг.
Но вместе с ростом популярности растет количество поддельных электронных полисов. Правда, по мнению экспертов, их доля пока небольшая. Но есть и более глобальная проблема с электронными страховками. Особенно пугает количество автомобилей на дорогах России, которые ездят с чужими полисами ОСАГО. Так, например, в прошлом году резко выросло количество аварий, в которых виновник ДТП управлял автомобилем с чужим полисом ОСАГО.
Да, возможно и такое. Причем ни сотрудник ГИБДД, а тем более ни пострадавший водитель при оформлении аварии не могут при изучении распечатки электронного полиса ОСАГО узнать, что страховка была оформлена на иное транспортное средство.
Вот вам живой пример из практики. Водитель Газели при перестроении не заметил справа от себя в другой полосе BMW, в результате чего произошло ДТП. Как видите, довольно типичная авария, таких тысячи по России каждый день. Итак, водители вызвали сотрудников ГИБДД, оформили ДТП, как полагается. Не забыли и про полисы ОСАГО: у пострадавшего был обычный полис ОСАГО, у водителя Газели – распечатка бланка электронного полиса.
Естественно, во время оформления ДТП номер полиса водителя Газели был указаны в протоколе, а также на извещениях об аварии (водитель Газели сразу не отрицал своей вины).
Далее пострадавший владелец BMW подал документы в свою страховую компанию для прямого возмещения убытков, причиненных владельцем Газели. Сначала все шло стандартно: страховщик пострадавшей BMW провел оценку ущерба. Но затем владельца BMW ждал шок: страховая компания отказала в выплате. Причем на законных основаниях.
Дело в том, что при проверке полиса ОСАГО виновника аварии выяснилось, что данный полис был выдан на Ладу Гранту, то есть на совершенно другое транспортное средство. Естественно, сказать, что владелец BMW пребывал в полной прострации, – ничего не сказать.
Но как такое возможно? Да все предельно ясно и просто. Водитель Газели при оформлении аварии предъявил поддельный электронный полис ОСАГО, который был либо специально неправильно оформлен через Интернет, либо подделан на компьютере и в последующем распечатан на принтере.
Дело в том, что с появлением рынка электронных полисов в России появились и предприимчивые брокеры, агенты и даже откровенные мошенники, которые занимаются оформлением таких сомнительных страховок. Но неужели на такие левые полисы есть спрос? Оказывается, есть, и еще какой.
Чаще всего водители, желающие сэкономить, приобретают через посредников сомнительные электронные полисы. Причем нередко экономия может составлять несколько тысяч рублей. В момент покупки подобных недополисов большинство водителей понимают, что в случае аварии по их вине их страховая не выплатит пострадавшей стороне ущерб.
Но поверьте, это в России мало кого останавливает. Главное – это сэкономить на стоимости полиса. Но зачем такой полис, который не только не защищает ответственность водителя перед другими участниками дорожного движения, но и, по сути, его использование попадает под букву Уголовного кодекса? Все просто. Полис нужен для того, чтобы избежать штрафа от сотрудника ДПС. То есть, по сути, поддельные полисы покупаются с одной целью – уйти от наказания от езды без страховки.
Особенно этим грешат автовладельцы автомобилей такси, приобретая на автомобили поддельные страховки. Также часто на автомобили, занимающиеся легковыми перевозками такси, оформляются обычные полисы. В итоге, с одной стороны, сотрудник ГИБДД не сможет оштрафовать таксиста за езду без ОСАГО, поскольку полис есть, он действителен, но, по сути, оформлен и выдан незаконно. Также подобное полулегальные страховки приобретаются владельцами грузовых машин, стоимость полисов ОСАГО на которые больше, чем для легковых автомобилей. В итоге КамАЗ при оформлении электронного полиса легко превращается в Ладу Нива, Матиз и даже мотоцикл (не поверите, бывает и такое).
Так и ездят у нас по стране Газели, превращенные в Лады, КамАЗы, в полисах которых указана категория МОТО, и даже дорогие иномарки, владельцы которых не брезгуют купить электронную страховку, оформленную на Матиз, Оку и т. п.
Но не все водители сознательно покупают такие полисы, оформленные по принципу «кручу-верчу – запутать хочу». Есть немало автовладельцев, которые купили электронную страховку через недобросовестных страховых агентов (чаще всего через Интернет), которые в погоне за прибылью, получая деньги за полноценный полис ОСАГО, оформляют на автомобиль самую дешевую страховку, меняя категорию автомобиля, стаж и возраст водителя. В итоге многие водители ездят и даже не подозревают, что страховка у них левая и, что самое ужасное, в случае аварии по их вине ни о каком возмещении ущерба пострадавшим не может быть и речи.
Как оформляют левые страховки в Интернете?
Существует масса способов купить Е-ОСАГО, обманув систему РСА. Например, для того чтобы оформить обычную страховку на автомобили такси, многие страховые агенты вбивают в единую базу страховщиков госномер на двух языках (ставят буквы серии госномера как русскими, так и латинскими символами). В итоге система РСА не находит в базе такси страхуемое авто и разрешает оформить электронный полис как на обычный автомобиль.
Что касаемо оформления полиса, замены категории, марки и модели автомобиля, то, чтобы снизить стоимость полиса для клиента (или снизить себестоимость страховки для себя), агент/брокер, посредник, продающий полисы через Интернет или сидящий в тонаре рядом с ГИБДД, вбивает систему совершенно другой автомобиль, страховка на который значительно ниже по стоимости. Далее бланк Е-ОСАГО корректируется в Фотошопе на экране компьютера и распечатывается клиенту. Этого полиса будет достаточно, чтобы показывать гаишникам на дороге. В случае же с теми водителями, которые не осведомлены о таком мухляже страховщика, который решил таким образом вдвойне заработать, они так и ездят с такими левыми страховыми полисами ОСАГО.
Что делать?
Конечно же, если вы купили страховой полис не в центральном офисе страховой компании, а, например, у агента или через Интернет, то вы должны проверить его действительность через официальный сайт Российского союза автостраховщиков. Сделать это можно здесь.
Также это можно сделать через электронное приложение для смартфонов и планшетов ДТП.Европротокол (РСА).
В случае если вы обнаружите, что ваш полис ОСАГО отсутствует в базе РСА или данные об автомобиле неточные или неправильные, требуйте от страховщика внесения изменений в базу данных полисов ОСАГО или требуйте вернуть деньги за неправильный полис.
Если же вы попали в аварию, ОБЯЗАТЕЛЬНО проверьте, действителен ли полис ОСАГО виновника ДТП, а также сверьте полученные от РСА данные об автомобиле. Вполне возможно, что у виновника ненастоящий или поддельный полис.
А что делать, если все-таки выяснится, что у виновника ДТП полис фальшивый или оформленный с нарушением законодательства? В этом случае, чтобы получить возмещение, вам придется обращаться с иском к виновнику ДТП.
Чтобы подать в суд на виновника ДТП, вам необходимы его данные. К сожалению, органы ГИБДД неохотно раздают такие сведения направо и налево. И хорошо, если данные виновника будут в протоколе о ДТП. Если данных нет, то пишите обращение в ГИБДД с просьбой предоставить личные данные виновного в аварии с целью обращения к нему с судебным иском.
Не забудьте: с иском нужно обращаться в суд по месту жительства ответчика.
Что делать, если виновник аварии не собственник, а автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо?
В этом случае советуем подавать судебный иск как на автовладельца, так и на водителя, по вине которого произошла авария. Так вы сэкономите время. Дело в том, что если суд установит, что, к примеру, водитель, виновный в ДТП, состоит с владельцем транспортного средства в гражданско-правовых отношениях (например, водитель работает на собственника автомобиля по трудовому договору), то суд взыщет возмещение ущерба с автовладельца.
В остальных случаях чаще всего ущерб взыскивают с водителя, виновного в ДТП.
Кстати, вы также можете подать заявление в полицию, в случае если у виновника аварии на руках окажется поддельный полис ОСАГО, сообщив о факте мошенничества и подделки документа при оформлении страхового полиса. В этом случае по вашему заявлению органы МВД обязаны провести доследственную проверку и в случае установления фактов нарушения законодательства принять процессуальное решение.
Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО
28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В новой редакции закона изменен порядок возмещения вреда, причиненного легковым автомобилям. Эти изменения касаются транспортных средств, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации.
Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания.
Как это будет работать?
Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.
Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).
Можно ли выбрать другую СТО?
Для ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, адрес места нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.
На каких условиях проходит восстановительный ремонт?
Предельный срок осуществления ремонта – не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО.
СТО не должна находиться дальше, чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по его выбору).
Ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.
Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев.
Как действовать в случае ДТП?
Если в результате ДТП вред причинен только двум транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то заявление о страховом возмещении необходимо подавать своему страховщику.
Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.
Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками ДТП в свои страховые компании (или их представителям в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП) в течение пяти рабочих дней после ДТП.
Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 рабочих дней.
За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.
В каких случаях возможно денежное возмещение вместо ремонта?
Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:
- смерть потерпевшего;
- причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
- потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
- полная гибель транспортного средства;
- стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
- все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
- в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
- потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
- страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
- наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.
Оставить комментарий